Русский след “Дягилев – это целая планета”

9 сентября 2022, 22:08

Персоны

Они поют, они танцуют, они русские: “Русские сезоны” Сергея Дягилева – явление, изменившее мир. Почему европейцы приходили в неистовство от музыки Стравинского? Что невероятного в прыжке Нижинского? Чему научились американцы у Баланчина? О том, каких феноменов современности просто не было бы без русской оперы и балета, – в программе Валерии Лабузной “Русский след”.

ЛАБУЗНАЯ: Здравствуйте. Это Валерия Лабузная и программа "Русский след", в которой мы говорим о том влиянии, которое наши художники, писатели, артисты оказали на мир. Сегодня, когда столь многие призывают к отмене русской культуры, особенно важно показать, какой вклад наше искусство, наши изобретения внесли в тот комплекс идей, которые все привыкли считать общемировым достоянием. И одним из таких феноменов, во многом определивших весь 20-й век с точки зрения смыслов, с точки зрения красоты, были "Русские сезоны" Сергея Дягилева. О том, чего бы лишился мир без них, сегодня нам рассказывают ректор ГИТИСа Григорий Заславский и ведущий редактор литературно-издательского отдела Большого театра Анна Галайда.

В этом году мы готовились отмечать 150-летие Сергея Дягилева с полной уверенностью, что это абсолютная мировая величина. Однако контекст изменился, и в мире все больше говорят о культуре отмены и об отмене русской культуры. Вот скажите, по вашему мнению, отразилась ли как-то эта конъюнктура на восприятии достижений "Русских сезонов" за рубежом?

ЗАСЛАВСКИЙ: Раньше это были те люди, которые принимают решения. И те люди, которые принимают решения, осознавали ценность русской культуры куда в большей степени, чем это, скажем, свойственно сегодняшним политикам, которые в данном случае совершенно иллюзорно и неверно считают, что русскую культуру в том или ином виде можно отменить. Потому что для Франции (вернее, скорее для России) это были "Русские сезоны" Дягилева. Но я полагаю (и думаю, что не ошибаюсь), что для Франции и для Европы то, что делал Дягилев, это в определенном смысле составляет ценность европейской культуры как 10-х годов, так и последующих 20-х. То есть те выдающиеся фигуры русской оперы, русского балета (потому что Дягилев же не только великий балет русский открыл в Европе и заставил восхищаться этим балетом, то есть любовь к русскому балету сегодня – это по-прежнему во многом заслуга Сергея Павловича Дягилева), но и русскую оперу тоже и русскую музыку. Причем, не только Стравинского, но и куда более раннюю музыку. Ну, скажем, "Хованщина" в Париже – это тоже был проект Дягилева. Это Мусоргский, которого уже в тот момент не было в живых. Но и Мусоргский, и Римский-Корсаков. Можно сегодня с известной долей некоторого, может быть, приближения, но это не будет ошибкой сказать, что Мусоргский и Римский-Корсаков, равной степени, как и Стравинский, были открыты именно благодаря "Русским сезонам" Дягилева в Европе, да и не только Европе. Поэтому те, кто говорят о возможности отмены русской культуры, они просто не понимают, что такое культура.

ЛАБУЗНАЯ: "Русскими сезонами" принято называть театральные гастроли, которые проходили с 1908 по 1914 год под руководством Сергея Дягилева за рубежом. Несмотря на то, что их принято ассоциировать с балетом, в рамках именно этого проекта балет ставился только в двух сезонах. Для показа танца потом была сформирована отдельная труппа, которая гастролировала по миру до самой смерти Дягилева в 1929 году. А началось все вовсе не с балета, а с оперы и Федора Шаляпина как ключевой фигуры, поразившей Европу.

Как вообще появилась идея отправить русскую культуру на экспорт?

ГАЛАЙДА: Изначально у Дягилева не было собственно фокуса на балете. Он вырос в семье интеллигентной, высоко образованной, он сам учился музыке, он изучал композицию, брал частные уроки, учился у Римского-Корсакова, сам пел неплохо, входил в круг передовых живописцев своего времени, дружил с ними. Балет в этом был на периферии его интересов. Его идея показать русское искусство за границей, познакомить с ним публику родилась совершенно не из идеи привезти балет. И если мы говорим о Дягилеве, это же гигантская фигура. И собственно начинал он с просветительства, и с просветительства наоборот в России. Он устраивал выставки, которые, в общем, тоже перевернули сначала русское искусство в России, когда он собирал его по всей стране...

Слушайте в аудиофайле!

Русский след. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация