Картинка

Русский след В чем русский космизм опередил и превзошел ультрасовременные идеи?

22 октября 2022, 02:15

Персоны

Русский космизм – философия, совершившая грандиозный прорыв в науке и технике. Почему абстрактная идея о победе над смертью захватила умы учёных-практиков? Как Циолковский, Чижевский, Вернадский открыли человечеству новые области знания и создали изобретения, которыми мы пользуемся до сих пор? О силе мысли, преодолевающей пределы пространства и времени – в программе Валерии Лабузной "Русский след".

ЛАБУЗНАЯ: Здравствуйте, это Валерия Лабузная и программа "Русский след", в которой мы говорим о влиянии нашей отечественной культуры на мировую. И сегодня в центре внимания феномен поистине глобальный, необъятный – философия русского космизма.

Эта школа мировоззренческой, научной, религиозной, художественной мысли сформировалась в нашей стране на исходе 19-го века, но ее влияние простирается далеко в будущее. Из каких компонентов состоял этот футурологический проект? Как, казалось бы, абстрактная идея о победе над смертью привела к прорывам в науке и технике? Почему без Циолковского не было бы мировой космонавтики? И в чем русский космизм опередил и превзошел ультрасовременные идеи транс- и пост-гуманизма? Об этом нам сегодня рассказывает доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, главный библиотекарь библиотеки имени Федорова Анастасия Гачева.

Мы понимаем, какие цели обычно перед собой ставит философия. Это вопросы пределов человеческого познания, это сущность бытия, это природа человеческого сознания. А что можно сказать о философии, которая ставит своей целью победу над смертью? Как возникает эта идея у русских космистов?

ГАЧЕВА: Родоначальник русского космизма Николай Федорович Федоров вообще выводил антропологию, то есть проблему человека из переживания смерти. Он говорил, что человек – единственное существо в природе, которое не просто смертное, как все живые существа, но оно сознает, что оно смертное. И вот это вот сознание смертности есть то, что философы называют парадоксом человека, тем, что вызывает в человеке страдания, что вызывает в нем бунт. Ну, вспомним, скажем, как пишет юный Лермонтов Марии Лопухиной, своей кузине: "Страшно подумать, что настанет день, когда я не смогу сказать "я". При этой мысли весь мир есть ничто иное как ком грязи". Федоров полагал, что пока человечество не преодолеет смерть, оно не преодолеет причины зла в природе человека и соответственно не сможет построить гармоничное общество.

ЛАБУЗНАЯ: Философ Николай Федоров выдвинул радикальную максиму: "Жизнь бессмертная есть истинное добро, а смерть – истинное зло". Он писал: "Самое общее, общее для всех зло, или, точнее, злодеяние, есть смерть, а потому самое высшее дело или благо есть воскрешение. Для существа, ничего не желающего знать, кроме самого себя, "сознаю" может значить "существую"; для тех же, которые не выделяют себя от всех других, не отделяют и мысли от действия, сознание не может быть отделено от чувства утрат, от сознания смертности, смерти в лице других; и чем теснее связь межу людьми, тем более сознание будет признанием не существования, а утраты его. Воля же будет тем более стремлением к воскрешению".

ГАЧЕВА: Смерть, с точки зрения Федорова и с точки зрения русских космистов, глубинно противна природе человека.

ЛАБУЗНАЯ: Учения Николая Федорова – тот исток, к которому восходит все течение русского космизма. Десятки мыслителей, ученых, художников и даже эзотериков – от Достоевского и Толстого, Циолковского и Вернадского до Рериха и Блаватской. Всех их подпитывал импульс поставленной им цели – цели, казалось бы, невозможной, немыслимой: всеобщего воскрешения.

ГАЧЕВА: Федоров ставит еще более грандиозную задачу: он говорит о возвращении к жизни всех когда-либо живших...

Слушайте в аудиофайле!

Русский след. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация