Русский след Имя Андрея Рублева звучит на всех континентах

15 октября 2022, 02:15

Персоны

Андрей Рублев – русский иконописец, ставший в один ряд с титанами Возрождения. В чем он опередил свое время? Как его мастерство прошло через полтысячелетия, чтобы совершить революцию в искусстве 20-го века? Чему у Рублева научились художники-авангардисты? Почему его образ вдохновлял кинорежиссеров – от Тарковского и Бергмана до Триера и Иньярриту? И что имя Андрея Рублева значит для культуры сегодня? Все о человеке, явившем миру “откровение красоты” – в программе Валерии Лабузной “Русский след”.

ЛАБУЗНАЯ: Здравствуйте, это Валерия Лабузная и программа "Русский след", в которой мы говорим о влиянии российской культуры на мировую. И сегодня мы переносимся в 15-й век – время, в котором жил и работал великий иконописец Андрей Рублев. Что удивительного сделал этот мастер, что его имя прошло сквозь полтысячелетие и прозвучало на всех континентах? Почему без его работ просто не состоялось бы авангардная живопись 20-го века? Как, благодаря фильму Андрея Тарковского, Рублев стал вдохновением для иностранных художников и режиссеров? Об этом сегодня нам рассказывают искусствовед Ирина Языкова и киновед Дмитрий Салынский.

Почему в связи с фигурой Андрея Рублева так часто употребляется слово "авангард", даже "древнерусский авангард"? Как иконописец вообще может быть авангардистом?

ЯЗЫКОВА: Мы относим словом "авангард" только к 20-му веку. Но ведь что значит "авангард"? Идущий впереди. И вот Андрей Рублев для своего времени – это человек, художник, который шел впереди других. Мы так привыкли к образу Троицы, что не замечаем новизны этого образа. А ведь для своей эпохи это был действительно такой дерзновенный образ, новый образ, сейчас бы мы сказали – авангардный.

ЛАБУЗНАЯ: Андрей Рублев – первый русский художник, который был канонизирован Русской православной церковью. Он работал на рубеже 14-го и 15-го веков. Историкам не удалось точно установить ни годы его жизни, ни мирское имя, ни полный перечень произведений. Известно, что он расписывал Благовещенский собор Московского кремля и Спасский собор Андронникова монастыря, но эти фрески были утрачены. Но даже то, что сохранилось, поражает – это росписи Успенского собора во Владимире и икона "Троица" – эталон рублевского стиля и всемирно признанный шедевр.

Принято считать, что мы довольно мало о нем знаем. Но вместе с тем, если рассматривать традицию религиозной живописи, вот установление авторства – это же вообще довольно редкое такое явление. Вот как получилось, что Рублев и сохранил свое имя, а его работы остались не анонимными?

ЯЗЫКОВА: Авторство действительно для древнерусской живописи – это такая вещь, действительно не существующая, ну потому что не подписывали произведения. Мы узнаем об авторах того или иного произведения из, скажем, летописей или из каких-то монастырских хроник, или из частной переписки, или в чудом сохранившихся свидетельств документов.

ЛАБУЗНАЯ: Первое упоминание Андрея Рублева в исторических документах относится к 1405 году. …

ЯЗЫКОВА: Случай с Рублевым – это, может быть, особый случай. Люди понимали значение Рублева, уже его современники. Поэтому его вещи берегли, это тоже очень важно. Люди хотели запомнить его имя, потому что рядом с ним работала масса других иконописцев. Кто не знает – имена ведь называли только главных иконописцев, значит, его уже отмечали, хотя он там назван "чернец Андрей Рублев", то есть очень простой монах, даже без сана. Но все равно его ценили, поэтому записали, поэтому запомнили...

Слушайте в аудиофайле!

Русский след. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация