Авторские материалы Автобус – как самолёт: как получить компенсацию в случае задержки и отмены рейса
Персоны
Верховный суд разрешил взыскивать моральный вред за неприехавший или опоздавший автобус. Пассажир имеет право на достоверную и полноценную информацию об автобусных рейсах, а отсутствие извещения об изменениях в расписании является основанием для взыскания морального вреда, указывает Верховный суд. С подробностями – корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Мужчина купил билет на поезд дальнего следования. На вокзал он собирался приехать из подмосковного Наро-Фоминска на рейсовом автобусе. Однако один из заявленных в расписании рейсов не прибыл, а второй сильно опоздал. Из-за этого пассажир был вынужден воспользоваться маршруткой. На поезд он всё-таки успел, но перенервничал. А потому посчитал возможным потребовать компенсацию морального вреда с владельца автобусов – АО "Мострансавто".
Уже на суде юристы этой компании выдвинули, как им казалось, убедительные аргументы: первый автобус не прибыл из-за болезни водителя, а второй опоздал из-за пробок. Нижестоящие суды прислушались к позиции "Мосгортранса", а страдания пассажира не оценили и в удовлетворении требований ему отказали. Дело дошло до Верховного суда. И он-то как раз встал на сторону истца. Суть разъяснения – в том, что на каждой остановке должно висеть расписание, которое перевозчику нужно строго соблюдать. Также транспортная компания обязуется своевременно доставлять пассажиров в пункт назначения. В случаях, когда выполнение рейсов по расписанию невозможно по дорожным, погодно-климатическим или иным условиям, перевозчик обязан незамедлительно уведомить об этом население.
Сразу же возникает вопрос: каким образом он может это сделать? Вряд ли у деревенского маршрута есть свой сайт, где в реальном режиме времени перевозчик будет предупреждать о задержках. Но всё, на самом деле, проще, говорит председатель Союза пассажиров, член Общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков.
ЯНКОВ: Уведомить, на самом деле, он должен там, где вывешены расписания на остановке, наклеить объявления, что в такой-то день такого-то рейса не будет. Хотя бы так должен уведомить.
Но ведь заболеть водитель может внезапно, так что найти ему замену быстро не удастся. В любом случае, заболевание водителя не является уважительной причиной для отмены рейса, настаивает Кирилл Янков.
ЯНКОВ: Потому что перевозчик всегда должен иметь на этот случай какой-то вариант подмены. А уж если водитель заболел и подмены нет – ну, извините, платите компенсацию пассажирам.
Задержки автобуса из-за пробок вообще случаются очень часто. Снежные заносы трассы – также форс-мажор, нежданный-негаданный. Это – те случаи, которые, казалось бы, никак заранее не просчитать. Но тут вопросы – уже дорожникам, отмечает Кирилл Янков.
ЯНКОВ: Пробки или, допустим, какое-то природное явление, которое помешало движению, например, дорога залита водой, или, допустим, если дорога не расчищена от снега, то перевозчик автобусный должен перед пассажирами отвечать. А он, в свою очередь, вправе предъявить претензию дорожной службе, и она перевозчику выплатит то, что перевозчик заплатил пассажирам. Думаю, что в авиации это более-менее отработано – где вина перевозчика, а где – объективные причины. Надо, чтобы и в автобусном транспорте было так же, как и в воздушном.
В случае с рассматриваемым иском "Мосгортранс" об отмене и задержке рейсов никого не предупредил. Причем аргумент, что мужчина всё-таки успел на поезд, Верховный суд не принял. Юридического значения для разрешения данного спора эта ссылка не имеет, указала высшая инстанция. И в итоге направила дело на новое рассмотрение в районный суд.