Традиции Из войн и страна, и наука выходят другими
Персоны
О современном вкладе учёных-гуманитариев в дело Победы в СВО. У микрофона – Сергей Михеев. Гость – ведущий научный сотрудник Института философии Российской академии наук Анатолий Черняев.
МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это Сергей Михеев и передача "Традиции". И сегодня у нас в гостях – ведущий научный сотрудник Института философии Российской академии наук Анатолий Владимирович Черняев. Уже не первый раз он у нас в студии. Приветствую вас, Анатолий Владимирович.
ЧЕРНЯЕВ: Здравствуйте, Сергей Александрович.
МИХЕЕВ: И сегодня давайте поговорим как раз о том, а вообще ученые-гуманитарии какой-то вклад в дело Специальной военной операции вносят или нет? И могут ли они вообще внести? Потому что, насколько я понимаю, вообще вопрос обоснования всего того, что происходит, в том числе философского, научного, вопрос обоснования правоты, он очень важен. То есть это делается в основном по наитию, если честно? То есть я как человек, который постоянно в этом участвую, фактически просто опираюсь на свой кругозор, опыт, знания и так далее. Есть ли какой-то системный подход к этим вещам? И вообще может ли он быть?
ЧЕРНЯЕВ: Да, правильная постановка проблемы, совершенно актуальная. Если посмотреть на то, что происходит сейчас у нас, то может сложиться впечатление, что такого подхода действительно нет, что мы имеем дело в основном с PR-технологиями, с пропагандой, которая там в меру своих сил справляется или не всегда справляется с этой задачей. А вот научное сообщество, академические институты, которые изначально и создавались этой задачей заниматься, они ее решением не занимаются. Более того, они иногда выступают в противоход государственной политике. Вот прецедент буквально свежий, который сейчас на слуху, – это выступление бывшего уже теперь директора Института США и Канады Валерия Гарбузова в "Независимой газете", где он фактически подверг сомнению как Специальную военную операцию, так и всю политику государственную российскую, стратегические приоритеты ее, то есть вот что мы видим.
Но исторически так было не всегда. Обратимся к великим войнам, которые вела Россия в прошлом: это и война 1812 года, и Отечественная война, и Первая мировая война, и, конечно же, Великая Отечественная война. В каком-то смысле нынешнее противостояние вписывается по своим масштабам в этот ряд по тем колоссальным силам, которые стоят за этой борьбой, тем масштабам боевых действий, жертв, которые уже здесь, к сожалению, принесены, то вот выстраивается определенная логика. И во время войны 12-го года, и остальные перечисленные войны, они, как мы можем увидеть, служили поводом для такого переворота общественного сознания в результате. Происходили тектонические сдвиги в самосознании общества, в идеологии, в культуре, в науке в том числе, конечно же, в политике. Страна и общество выходили из этих войн другими. Происходило такое очищение своеобразное, приходило в сознание интеллигенции, общества, именно осознание многих вещей в результате вот этих вызовов. Потому что война – это действительно такое огненное испытание не только для государства, для его институтов, для экономики, военно-технической мощи, но и для культуры, для науки, для всей общественной жизни. И отечественная война – это что такое? Это как раз такая война, в которой все, весь народ, всё общество, вся страна должны внести свой вклад, выложиться, мобилизоваться. И такая мобилизация происходила.
Полностью слушайте в аудиоверсии!