Традиции Праздник Троицы врос в народную традицию
Персоны
День Святой Троицы. Как появился праздник Троицы? Значение для православных и неверующих. Этот день вчера и сегодня: что изменилось. В гостях у Сергея Михеева — отец Максим Первозванский, протоиерей Русской православной церкви, клирик московского храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе.
МИХЕЕВ: Батюшка, я вас приветствую.
ПЕРВОЗВАНСКИЙ: Здравствуйте.
МИХЕЕВ: И мы сегодня выходим в эфир в канун одного из самых великих праздников Православной церкви, в канун Троицы (которая в просторечии называется Троицей). И я лично считаю этот праздник одним из самых таких вот вросших в народную традицию. Он хорошо известен, люди знают его даже те, которые не воцерковлены и, может быть, не очень верят, но знают. Поэтому, если можно, давайте начнем вот с чего: а что же такое Троица? Потому что, мне кажется, для многих вообще это не сильно понятно. Даже для людей, считающих себя верующими, православными, часто, условно говоря: мы верим, да, но, может быть, хоть как-то попытаться это объяснить. Если можно, вот так вот я прям зайду, так сказать, по гамбургскому счету.
ПЕРВОЗВАНСКИЙ: С козырей.
МИХЕЕВ: Да.
ПЕРВОЗВАНСКИЙ: Вообще, на самом деле мы, христиане, и не только православные, верим в триединого Бога – Отца, Сына и Святого Духа, который есть одновременно единый Бог в трех лицах. Очень сложно и на самом деле непонятно. Но у нас вообще у людей есть такая замечательная традиция: если есть какое-то объяснение, значит, все понятно. Спрашивают: "Что такое кракозябра?" – "Да это такая брахмапутра". – "А, ну ясно". Так вот и здесь.
Здесь очень важно, что, с одной стороны, христиане – это единобожники. Мы восходим к традиции авраамической, мы верим в единого Бога, одного Бога. Символ веры начинается со слов: "Верую в единого Бога Отца Вседержителя", то есть в одного Бога. Однако этот бог не так прост, как кажется, например, мусульманам или иудеям. Он есть Любовь. Любовь не по отношению к кому-то внешнему, допустим, к нам, людям, например, или к своему творению, а по отношению к самому себе. Вообще, можно подробно и долго рассказывать о том, как христиане понимают Бога-Троицу. И если вы считаете это нужным, я могу сейчас эту тему развернуть. Это не имеет прямого отношения к празднику. Давайте, может быть, по ходу мы к этому вернемся.
На самом деле само название "Праздник Святой Троицы" – это чисто русское название. И я бы даже сказал, не совсем так вот богословски точно выверенное и идущее, имеющее своим началом примерно 14-й век – время преподобного Сергия Радонежского, и окончательно утвердившееся в таковом названии и вот в той самой иконе Ветхозаветной Троицы, которая лежит у нас в этот день в большинстве храмов на центральном аналое, только в 17-м веке. Хотя праздник действительно величайший. Он относится к одному из трех самых значимых христианских праздников. Соответственно, Пасха, Крещение – Богоявление, как единый некий праздник, между которыми Святки находятся. И праздник, который с точки зрения церкви правильно (если так вот опять-таки по гамбургскому счету) называется Праздником Сошествия Святого Духа на апостолов или Пятидесятницей. Празднуется через семь седьмин, то есть через семь недель после праздника Святой Пасхи. И только вот, как я уже сказал, в более позднее время – с 14-го по 17-й век – у него утвердилось вот такое название.
Полностью слушайте в аудиоверсии!