Картинка

Авторские материалы "Призрачные вакансии": что стоит за новым трендом

17 августа 2024, 14:16

Персоны

Сервисы по поиску работы размещают вакансии, на которые никого не собираются нанимать. И это не ошибочные объявления, а намеренный шаг компаний. "Призрачные вакансии" позволяют им, с одной стороны, стимулировать уже работающих сотрудников, с другой — отслеживать рынок и конкурентов. Как это работает и что еще может стоять за этим трендом — выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Вакансии-фантомы заполонили рекрутинговые ресурсы. Выглядит все правдоподобно. На сайте — четкий перечень требований к соискателю и описание предлагаемого места. Зарплата — в соответствии с рынком. Условия приемлемые, но не идеальные. Выдвигаемые задачи адекватные. Потенциальные кандидаты, не видя подвоха, откликаются. Однако в ответ... им отказывают. Без объяснения причин. На деле, как выясняется, сотрудника и не искали. Просто разместили объявление. Зачем? Оказывается, при всей нелогичности ситуации, почти у каждой крупной компании есть причины для такого хода. И их немало.

Во-первых, это рассчитано на тех сотрудников компании, которые уже у них работают. Они должны быть в тонусе и держаться за работу. Сам факт, что на их место ищут человека, должен мотивировать их быть эффективными, — говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.

АЛЕКСАНДР САФОНОВ: Компания не уверена, например, в том, что тот персонал, который у них работает, будет сохранять лояльность в силу разных причин. Поэтому они пытаются заранее застраховать себя от возможного ухода человека, и претендент сталкивается с такой ситуацией, когда он готов идти в компанию, но место не освободилось, и поэтому его не берут.

Возможно размещение призрачных вакансий и по другой причине. Закон "О занятости населения" обязывает работодателей размещать сведения о вакантных рабочих местах. Некоторые компании на самом деле рассматривают отзывы соискателей, а вот другие просто соблюдают формальность, чтобы не было вопросов. Поэтому вакансия выложена, она реально существует, но эту работу уже выполняют другие сотрудники внутри компании. И руководство это устраивает, — говорит Александр Сафонов.

АЛЕКСАНДР САФОНОВ: В силу действующего законодательства компании должны давать в службы занятости информацию об имеющихся в них вакансиях. Как правило, это делают бюджетные организации. На самом деле эти вакансии распределены между сотрудниками из-за низкой заработной платы в рамках совместительства. И де-факто они заняты. И когда номинант приходит трудоустраиваться в службу занятости, он оказывается перед фактом, что работу ему в учреждении предоставить не могут.

Есть и еще одна причина, по которой компании заявляют, что они в поиске, но когда находится желающий работать у них, ему отказывают. Это некая разведка: кто есть на рынке? Каков состав потенциальных соискателей? Кого (в случае чего) можно будет привлечь, — поясняет Александр Сафонов.

АЛЕКСАНДР САФОНОВ: Есть компании, которые таким образом пытаются вести перспективный отбор будущих сотрудников, т. е. формировать некий резерв на будущее, если случится проблема ухода предыдущих сотрудников, либо это расширение какого-то производства, т. е. таким образом происходят некие "смотрины".

Несуществующая вакансия, размещенная в общем доступе, в любом случае укрепляет репутацию организации, позволяет собрать информацию о конкурентах, быть в курсе трендов, а главное — это помогает поддерживать образ развивающейся компании. Поэтому каждая крупная компания старается присутствовать на рекрутинговых ресурсах.

Но стоит понимать, что долго использовать такую уловку компаниям все сложнее. Зная про нее, рекрутинговые площадки требуют, чтобы опубликованные объявления были правдивыми, существующими и актуальными. Если выявится, что вакансии нереалистичны, их могут заблокировать, а многократное нарушение правил может грозить компании в целом блокировкой аккаунта. Помогают в выявлении таких обманных вакансий зачастую сами соискатели. Они оставляют нелестные комментарии в адрес компаний, которые заставили их потратить время впустую.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация