Картинка

Персона грата "Персона грата": Сергей Кривенко

21 ноября 2008, 14:30

Ведет программу "Персона грата" Виталий Ушканов.

С 1 октября в России полным ходом идет призыв на срочную военную службу. Если полистать ведомственные газеты и журналы министерства обороны, то картина вырисовывается, прямо скажем, радующая душу. Там можно прочитать, что при отдельных недостатках и упущениях в целом призывная компания проходит на редкость спокойно, тихо и открыто. И даже "впервые за последние годы не раздаются стенания "Солдатских матерей" по невинно забираемым призывникам". Так ли все благостно и хорошо?

Координатор общественной инициативы "Гражданин и армия" Сергей Владимирович Кривенко – желанная персона в студии.


– Как вы оцениваете ход осеннего призыва? Что вас, может быть, радует, а что все же вызывает тревогу?

Кривенко: Проблем меньше не стало. Все проблемы, которые фиксировались в прошлые годы, практически в основном сохраняются. Сообщество правозащитных организаций уже в течение ряда лет проводит мониторинг сферы призыва на военную службу. В этом году мониторинг проходит в 26 регионах страны. Он представляет собой непосредственную работу с гражданами. Призывники и их родители приходят в общественные организации – правозащитные, комитеты солдатских матерей и другие, участвующие в мониторинге, со своими болями, ожиданиями или вопросами. И в этом году порядка 10-12 тысяч заявлений о нарушениях призыва уже зафиксировано. Сейчас ситуация по сравнению с весенним призывом даже немного усугубляется, потому что количество обращений увеличилось, судя по промежуточным результатам.

С одной стороны, сегодня мы не фиксируем одиозных нарушений типа захвата на улице, облав и т.п. Но тут надо учитывать, что обычно они происходят в конце призывной кампании. Тем не менее, судя по весеннему призыву, подобных грубых нарушений прав призывников становится меньше.

Но основная беда сохраняется. Касается она нарушений при медицинском освидетельствовании. Многих ребят, которые не годны по состоянию здоровья для срочной службы в вооруженных силах, тем не менее, призывают. Таких случаев меньше не становится. По крайней мере, в весенний призыв порядка 30 процентов всех обращений было связано именно с этим видом нарушений.

Если говорить о причинах, то можно выделить несколько причин. Прежде всего, это правовая безграмотность российских людей. Они до сих пор не могут перед призывом прочитать закон, который размещен во многих местах в Интернете, имеется во многих библиотеках, в книгах есть комментарии к закону, и понять, что отсрочку или освобождение от армии дает не военком, а это право человека, которое прописано в федеральном Законе о воинской обязанности и военной службе.

Его ст. 22, 23 и 24 как раз и описывают, кто имеет на это право. Перед призывом их каждому необходимо посмотреть. В нашей стране одно из основополагающих прав – это право на охрану здоровья. И наше правительство, прекрасно понимая это, еще в 2003 году выпустило свое очередное постановление о порядке проведения военно-врачебной экспертизы, в котором был дан перечень основных заболеваний, с которыми в армию идти нельзя. Это знаменитое Расписание болезней, которое тоже общедоступно (это открытое постановление), висит везде в Интернете и во всех книжных магазинах есть. Логика здесь следующая: армия – это одна из элит нашего общества. Это первое.

Во-вторых, отменена всеобщая воинская обязанность. С 1993 года не каждый молодой человек должен служить в армии по закону.

И третье. В армии солдаты подвергаются физическим, психическим и моральным нагрузкам, и только человек, абсолютно годный по состоянию здоровья, может их выдержать. Соответственно Расписание болезней, утвержденное правительством, устанавливает достаточно высокую планку уровня здоровья, которым должен обладать молодой человек. К сожалению, из-за правовой неграмотности ребята часто думают, что вот они придут в военкомат, там их врачи посмотрят и, если они годны, то призовут, а если не годны, то не призовут, не понимая, что в военкомате проходит не обследование, а только освидетельствование. А это совсем две разные вещи. Освидетельствование предполагает лишь беглый внешний осмотр врачами, сдачу анализов и работу с документами.

– То есть, руки и ноги на месте, голова на месте, иди служить?

Кривенко: И самое главное из этого – работа с документами. Если призывник приходит, что называется "голый", без всякой бумажки, без карты из поликлиники, которая ведется с детства, если у него нет каких-то предварительных диагнозов и т.п., то, конечно, врачи при таком вале допускают кучу ошибок. Ситуация усугубляется еще и тем, а подобных фактов фиксируется много, что врачи часто не руководствуются интересами пациента, что делать они обязаны и по закону, и по врачебной клятве об этических принципах, и по международным документам. Это означает, что, если призывник пожаловался на что-то, врач должен направить его на дополнительное обследование. Сделать это он имеет право по закону. В этом смысле процедура прописана четко. Однако есть очень много фактов, когда врачи руководствуются в своей деятельности скорее интересами ведомственными или какими-то еще, но точно не интересами пациентов.

Если молодой человек больной, его пускать в армию нельзя, потому что это хуже и ему самому, и обществу, в которое он вернется еще более больным, и хуже самой воинской части. Огромное количество нареканий поступает от командиров реальных воинских частей, когда к ним посылают больных. Они вынуждены направлять их в госпитали, возиться с увольнением. А это занимает время и силы.

– Но формально эти врачебные комиссии не зависимы от военкоматов?

Кривенко: Вот, это третья причина, по которой все эти нарушения происходят. К сожалению, та процедура призыва, которая сейчас прописана в Законе о воинской обязанности и касается медицинского освидетельствования, противоречит Закону об основах здравоохранения. Как раз врачи-специалисты формально не зависят от военкоматов, они являются гражданскими врачами, которые командируются лечебными учреждениями по приказу местного органа здравоохранения (для них это местная командировка) в военкоматы. Но там самое главное то, что главный врач является штатным сотрудником военкомата. Также не прописано до конца положение о работе врачебных комиссий. То есть, когда человек не согласен с вынесенным ему диагнозом, он имеет право подать в суд. Но, обжалуя решение, определить орган, который ему поставил этот диагноз… Там такая круговая порука, даже не то, что круговая, просто еще не определен орган, кто это выносит. В Законе об основах здравоохранения четко прописано: результат годности является следствием проведения военно-врачебной экспертизы. А военно-врачебную экспертизу имеет право проводить только военно-врачебная комиссия. Работающие же в военкоматах присланные врачи-специалисты не являются ни членами военно-врачебных комиссий, ни сами они не являются военно-врачебной комиссией. Благодаря такому несовершенству законов назвать их независимыми совершенно невозможно…

Досье:

КРИВЕНКО Сергей Владимирович, координатор общественной инициативы "Гражданин и армия".

Родился 17 октября 1962 г. в Подмосковье.

Окончил Московский физико-технический институт. Работает научным сотрудником Физического института им. Лебедева РАН. Кандидат физико-математических наук.

С 1988 г. – член общества "Мемориал". Входит в правление московского "Мемориала" и в правление международного общества "Мемориал".

Руководитель программы "Альтернативная гражданская служба" гуманитарно-благотворительного центра "Сострадание".

Избирался секретарем коалиции общественных объединений "За демократическую альтернативную гражданскую службу".

С 2006 г. координатор общественной инициативы "Гражданин и армия". Член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ.

Женат, отец троих детей. Главные увлечения Сергея Кривенко – чтение и лыжи.


Окончание беседы слушайте в аудиозаписи программы.


Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация