Картинка

Персона грата Дмитрий Дибров: смысл жизни – в экспансии

18 сентября 2005, 16:30
Каким, по мнению человека, который в первые перестроечные годы блестяще ломал старые каноны Гостелерадио СССР, стало отечественное телевидение? Гость программы – телеведущий Дмитрий Дибров.

– В последние годы и на эстраде, и на телевидении появилось много "сделанных" звезд, успешно выращенных умелыми продюсерами. Ты не только человек, по сути, телевизионный, умеющий в кадре работать, но и режиссер, и аниматор, и еще бог знает сколько телевизионных профессий освоил за эти годы. Кстати, зачем? Чтобы другим не доверять важные детали?

ДИБРОВ: Смысл жизни – в экспансии. Смысл жизни вообще. Любого человека. Муравья. Звезды астрономической. Воды. Газа. Когда Бетховен садится и пишет еще и Девятую симфонию (зачем же девятую писать, как будто предыдущие были плохие) – это экспансия. Когда мы радуемся рождению сына или дочери – это наша экспансия. А это – моя экспансия.

– Телевидение – занятие коллективное. Есть люди, на которых ты можешь стопроцентно рассчитывать и кому доверяешь?

ДИБРОВ: Я невероятно богат тем, что судьба наделила меня кругом соратников, с которыми мы много-много лет делали эту продукцию. Я имею в виду, что зрители увидят некоторую преемственность моих экранных поступков или, разумеется, отклонение в область попсы – надо было и там попробовать взять рубежи, на какие способен. Но в целом ясно, что преемственность почерка есть, и это, конечно, почерк коллективный. Новый проект со мной начинают те люди, с кем я делал "Антропологию", "Свежий ветер", "Воскресенье с с Дибровым".

– Когда ко мне на радио приходят молодые сотрудники, я, может быть, цинично, но прямо ставлю вопрос: ребята, вы чего хотите от журналистики – денег, славы, карьеры, общения с интересными людьми? Если тебе сейчас этот вопрос задать, что для тебя было важнее?

ДИБРОВ: Все это и в самом деле будет у молодого человека, если он пойдет на телевидение. Может быть. Телевизионщик – это ремесленник. Он получает много только за то, что сделал сам. Как дорогой сапожник, который делает хорошие сапоги. Но так все устроено, что слава для будущего телевизионщика – это морковка, которую вешают перед носом осла, чтобы он бежал. Иначе как же ты заставишь осла проделать необходимую работу? Только в том-то все и дело, что морковка (осел этого не подозревает) привязана к его собственному хребту, и чем быстрее он будет стараться догнать ее, тем скорее она будет убегать.

Я бы не стал приходить на телевидение, имея только эти цели. Они, несомненно, могут быть достигнуты, но только как сопутствующие главному. Надо иметь в виду, что телевидение – это не отражение жизни, это собственно жизнь, просто небиологическая ее форма. У современного человека есть две формы жизни: биологическая (то, чем он живет) и небиологическая (телевизор). Многие события в жизни, которые вполне осознаются им как его собственные – это то, что он видит каждый по телевизору. Потрясающе: он сам не понимает, но объясняется с любимой так, как это сделали персонажи его любимого фильма по телевизору. Он думает так, как рассказали по телевизору те, кому он доверяет. Раз так, то человек, приходящий на телевидение, должен осознавать эту великую миссию. Самое главное, что должно двигать молодым человеком – это желание здесь и сейчас установить царство света. У него только два выбора: установить державу уныния либо державу света. Третьего не дано.

Телевизионные империи внушают зрителю ощущение, что на свете есть только 4 основных ценности. Первая – успех любой ценой. Зачем нужен успех? Чтобы привести к славе. Успех и слава приводят к деньгам. А деньги – к роскоши. На этой квадриге мчится современная система ценностей буржуазного телевидения.

Везде, куда бы меня ни заносило, я старался устанавливать державу света. Я всегда и везде старался показывать, что история человеческой эволюции – это история попыток преодолеть силы земного притяжения. Я всегда пытался заявить, что здесь и сейчас есть возможность оторваться от земли, всегда есть место развитию – в эту секунду, в этой серой, сумрачной повседневности, и вовсе не нужно ждать "тот самый" момент. Именно здесь и сейчас, там, куда забросила судьба, я пытался показать, что всегда есть место драматизму. Вовсе даже не жизнь Анджелины Джоли, Бреда Питта, Ксении Собчак могут быть интересны для телевидения. Сделайте интересной собственную жизнь.

– Название твоего нового проекта – "Про свет".

ДИБРОВ: Мне нравится строка песни в исполнении Гребенщикова "кто светел, тот и свят". Возможно, мы идем к какой-то симбиотической форме мировоззрения, когда неважно, какой ты конфессии, кто ты по национальности и занятиям. Ежели есть в тебе свет – ты герой нашей передачи. Кстати, название программы придумал Гребенщиков.

Есть в нем и еще один смысл: просвет – это ведь и просвещение. Мне бы хотелось показывать зрителю такие моменты всемирной эстетики, всемирной культурологии, которые бы дали пищу для его собственных размышлений. Мне бы хотелось, чтобы мы не были эстетической деревней, чтобы стали интегрированной частью мирового культурного процесса, никоим образом не теряя собственной национальной самоидентификации.

Досье
Дибров Дмитрий Александрович, телевизионный ведущий.
Родился 14 ноября 1959 года в Ростове-на-Дону. Окончил отделение журналистики филологического факультета Ростовского государственного университета.
Работал в московской областной газете "Призыв", был корреспондентом газеты "Московский комсомолец", корреспондентом общественно-политической редакции и заместителем заведующего молодежной редакцией ТАСС.
С 1987 года – на Центральном телевидении. Работал в программе "Взгляд", был режиссером "Новой студии", делал юмористическую программу "Монтаж", был главным режиссером IV канала "Останкино". Вел еженедельную программу "Воскресенье с Дмитрием Дибровым" на телеканале НТВ. Летом 1994-го создал собственную телекомпанию – "Свежий ветер". Работал творческим продюсером телеканала "Доброе утро". Вел на разных российских телеканалах различные программы, среди которых публицистические и развлекательные передачи, беседы в студии, телеигры и даже экстремальное шоу. Можно вспомнить "Старый телевизор", "Антропологию", "О, счастливчик", "Аутодафе", "Народ против", "Апологию", "Я готов на все".
Сейчас работает на телеканале "Россия" над новой программой "Про свет".
Принимал участие в Международном фестивале сатиры и юмора в болгарском городе Габрово и во II Международном фестивале электронного кино в Монтре, где был удостоен специальных призов.
Дмитрий Дибров увлекается музыкой, играет на гитаре, оборудовал дома музыкальную студию. Записал и выпустил альбом "Ром и пепси-кола", где исполнил песни Майка Науменко.

(Полностью беседу с Дмитрием Дибровым слушайте в аудиозаписи).

Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация