Специальный репортаж Леонида Варебруса Большаковы: от Царского Села до Павловска
"Радио России" предлагает вниманию радиослушателей специальный репортаж Леонида Варебруса о некоторых живописных работах семьи Большаковых из Санкт-Петербурга. Художников и реставраторов. Эфир: суббота 26 февраля, 02:10, повтор вторник, 1 марта 21:10
Они, Большаковы, правда, и реставраторы, и живописцы одновременно. Церковные. Особое искусство, требующее не только специальных знаний, но и прошлого нашей иконописной истории, особых приемов восстановления и икон, и фресок. Одного мастерства тут мало. А чтобы заниматься реставрацией старинной церковной живописи, тех же фресок, требуется и понимание того, что хотели выразить в своей работе и как, когда-то создававшие их художники. Хотя бы для того, чтобы успешно воссоздать при восстановлении живописи, их идеи.
Так было многие годы на Валааме, где бригада, возглавляемая Светланой и Евгением Большаковыми, "возвращала к жизни", казалось, навсегда утраченные церковные раритеты древних валаамских мастеров: фрески и иконы, от которых, порой, оставались лишь едва различимые живописные фрагменты. И дело было не столько во времени, а в отношении к церковным ценностям нас с вами, недавних. Не берегли, не ценили, уничтожали. И бросали, и ломали, и сжигали. Спустя десятилетия, оказалось – все-таки нужно! И реставраторы оказались среди тех, кого священники позвали для восстановления своих святынь.
Но Валаам, не единственное, хоть и многолетнее место работы Большаковых. Впереди были еще церкви в Царском Селе и в Павловске: это недавно еще лежавший в руинах Феодоров государев собор, сооруженный лишь в начале прошлого века и в недавнем прошлом игрушечная фабрика в Павловске, а до октябрьского переворота 1917 года - госпиталь. И при нем - церковь Марии Магдалины, близ знаменитого императорского дворца. Павловского, прямо через дорогу. Дел оказалось столько, что потребовались усилия не только Светланы и Евгения, но и десятка коллег-художников, уже после строителей, чтобы церквям вернуть их прежний вид. Причем, все церковные ценности в и Феодоровской церкви и Марии Магдалины, были утрачены. Исключение, пара чудом уцелевших икон из Феодоровской церкви, спасенных при ее разорении верующими. Так что и в Царском Селе, и в Павловске, все иконы пришлось писать заново. Как и создавать новые иконостасы.
Но, если в Феодоровском государевом соборе, кроме Большаковых, работала еще большая бригада художников Галины Майоровой, выполнившей все основные иконописные работы и в верхнем, и в нижнем храмах, то работы в Павловске – лишь от мастерской Большаковых. Как иконы в иконостасе, так и те, что сегодня можно увидеть на стенах нового-старого храма по всему его периметру. Сюжеты на иконах, частью созданы Большаковыми или подсказаны священниками храма, и их аналогов в церковной живописи прежде не было. Как именно проходила и работа над иконами и сама реставрация, мы и расскажем в специальном репортаже "Большаковы: от Царского Села до Павловска". У кого будет возможность самим взглянуть на восстановленные церкви, не поленитесь до них дойти или доехать, если нет – слушайте "Радио России".









