Специальный репортаж Леонида Варебруса Как Петр Шаповалов стал Пиетари Шаповалофф
"Радио России" предлагает окументальный проект Леонида Варебруса об истории одного поиска спустя 88 лет после расставания… Эфир: среда 18 ноября 13:30
Событиям на острове Котлин, где находится знаменитая крепость Кронштадт, более 88 лет. Случилось все в марте 1921 года, когда против большевистской власти выступили гарнизон крепости, несколько фортов и экипажи кораблей Балтийского флота. Что происходило в те дни, хорошо известно из истории, хотя о подробностях ученые спорят до сих пор. Известны и требования восставших, начиная с упразднения политотделов, освобождения всех политзаключенных и заканчивая лозунгом "Советы без коммунистов".
Но речь пойдет не об этом. Мы расскажем об истории одного поиска, чтобы узнать и рассказать вам судьбу лишь одного из мятежников, Петра Шаповалова, среди 8 тысяч участников антибольшевистского выступления нашедшего убежище в соседней Финляндии, когда восстание было подавлено и ставшего эмигрантом. Спустя 88 лет историю его жизни "осмелилась" узнать лишь правнучка, Татьяна Бондарева из Ростова-на-Дону, обратившись с запросом в Москву, в Посольство Финляндии. А дипломаты, историки и журналисты помогли в розыске и теперь мы знаем, как сложилась судьба регента нескольких православных церквей в Финляндии Петра Шаповалова, ставшего тут Пиетари Шаповалофф.
В России регентство было для него потребностью души, в эмиграции стало работой и средством выжить – и в Териоки, и после Второй мировой войны в Хельсинки. Умер Пиетари в 1963 году и похоронен на русском кладбище в Хельсинки. В нынешнем, 2009 году, всего несколько месяцев назад, не стало его сына, Петра Петровича Шаповалова, умершего в Ржеве, а родившегося в Санкт-Петербурге в 1915 году. Сегодня, спустя столько лет, сложно разобраться, что и как произошло в жизни его отца в марте 1921 года, почему он поступил так, как поступил, оставив в России семью, беременную жену и троих детей. Недаром же, рассказывая о жизни семьи в России, его правнучка замечает: "Вопрос, который мне интересен теперь, какой же ужас мог заставить человека бросить жену и детей на произвол судьбы, почему не забрал с собой? Ведь он был искренне верующим человеком и наверняка, семья значила для него очень многое. Может, думал, что большевики пришли ненадолго и надеялся скоро вернуться? Но теперь некому ответить на эти вопросы".
Не ответим на них и мы в нашей передаче, обратившись и к участникам нынешней истории: журналистке Черстин Кронвалл, жителю Хельсинки Вальдемару Меланко, самой Татьяне Бондаревой из Ростова на Дону и к историку из Кронштадта Виктору Красноярову. А вот, понять, почему до сих пор, спустя почти столетие, у потомков Петра Шаповалова, сохранилась о нем память и в домашнем архиве есть, несмотря ни на что, старинные фотографии, понять сможем…








