Специальный репортаж Леонида Варебруса Русский Брюссель
"Радио России" предлагает вниманию документальный проект Леонида Варебруса, посвященный истории русской эмиграции в Бельгии и первого в Русском Зарубежье храма Иовы Многострадального, сооруженного в Брюсселе память царя Николая II и Его Семьи. Эфир: среда 1 июля
Уютные виллы, старинный прямоугольный двор театра марионеток, парк с бывшим дворцом бельгийской принцессы.… Вдоль кирпичной стены – дорожка Крабба, где, как гласит надпись, встречались герои книги Шарля де Костера "Тиль Уленшпигель". Рядышком – древний дом с коваными цифрами по фронтону: "1570". Таков этот район Брюсселя, в центре которого, почти напротив нынешнего русского посольства – православная церковь, "списанная" с картинок середины XV века под Москвой, в Острове. "Гнездо" белогвардейщины. Именно так, а не иначе, наши дипломаты долгие годы представляли туристам из Советского Союза этот храм, созданный в середине прошлого века по благословлению великой княгини Ксении архитектором Николаем Исцеленновым.
Церковь освятили 1 октября 1950 года в память Иовы Многострадального. А построили на деньги, собранные по всему миру 15 тысячами эмигрантов из России для "всех русских людей, умученных и убиенных большевистской богоборческой властью", как написано на одной из памятных досок, с иконкой над царскими вратами, найденной следователем Соколовым на месте расстрела царской семьи в Екатеринбурге. Рядом с иконостасом, в шкафу - шинель Николая Второго, в алтаре - Библия, подписанная Александрой Федоровной: "Новогодняя елка. Тобольск, 1917 год", на стенах – иконы с посвящениями и именные памятные доски. На одной из 80-ти, написано: "Князь Никита Андреевич Друцкой-Сокольнинский, унтер-офицер добровольческого эскадрона Конной гвардии. Родился 18 мая 1892 года, расстрелян в Смоленске 18 октября 1921…"
Сохранились и церковные архивы, начиная с первоначального проекта, представленного Н.И.Исцеленновым Художественно-технической комиссии и утвержденного Строительным комитетом под покровительством Великой княгини Ксении: "Согласна и глубоко сочувствую. Ксения". В основу проекта была положена идея академика Н.Л. Окунева о воспроизведении одного из двух пределов Храма Спаса Преображения Господня в подмосковном дворцовом селе Остров Подольского уезда.
Часть материалов хранится у графини М. Апраксиной, отец которой – Н. Котляревский, бывший личный секретарь генерала А.Врангеля, долгие годы возглавлял Строительный комитет Храма. Среди участников программы "Русский Брюссель" будет и сама графиня Мария Апраксина и нынешний настоятель церкви отец Евгений, другие русские люди, для которых Бельгия стала вторым домом. 15 июля в 13:33 вы услышите и удивительную историю о бельгийских добровольцах, в годы Первой мировой войны отправившихся в Россию, на русско-немецкий фронт. Знамя этого бельгийского бронедивизиона до последнего времени хранилось именно в Храме-Памятнике.
Мы отправимся также в гости к Никите Желябину-Симоновичу, переводчику с русского и итальянского языков, чтобы познакомиться с картинами его дяди, которые он давно собирает по всем странам как память о прошлом семьи. А еще перелистаем странички дневников художника Игоря Симоновича и поэта Сергея Симоновича, с "ятями" и другими, уже несуществующими сегодня буквами. Сережин архив, после нескольких лет поисков, пришел в Брюссель из колумбийского университета. Фамилии, места боев белой армии с большевиками, эпизоды обычной тогда для прифронтового Симферополя жизни. Есть тут и рассказы о последних годах бывших сослуживцев - галиполийцев.
Самое любопытное – первые стихи начинающего поэта, посвященные, как ни странно, не "крымскому исходу" или гражданской войне, а боевым будням в царской еще армии, где служил кадетом:
И брызгами огня пронзила вышину.
Вот луч прожектора струей слепящей света,
Прорезал, просверлил ночную тишину".
Несколько страничек, написанных в 1916-м. Большей части стихов Сергея Симоновича, ставшего в эмиграции профессиональным поэтом и сборников, выходивших когда-то сразу в нескольких парижских издательствах, не сохранилось. В отличие от старых фотографий. На одной, снялась вся семья, после многолетних странствий по миру, собравшаяся вместе…в брюссельской штаб-квартире Народно-Трудового Союза, который был одновременно и обычным жилым домом Никитиной бабушки, Ольги Желябиной-Симонович/









