Персона грата Летят перелётные… деньги
Программу "Персона грата" ведёт Виталий Ушканов.
Говорят, рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Это правило общеизвестно, но на сегодняшний день для нашей страны более актуален вопрос, в каких условиях себя наиболее комфортно чувствуют капиталы. Отток денег, несмотря на все декларации власти, не уменьшается, десятки миллиардов долларов уходят из страны. При этом мы всё время слышим сетования о том, что нашей экономике, как воздух, нужны инвестиции. Почему же капиталы убегают и чем их можно на родной земле удержать?
/фото: hse.ru/news/
Руководитель Фондового центра Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Николай Берзон – желанная персона в студии "Радио России".
По-разному объясняют растущий отток капитала из страны. Какая версия Вам кажется наиболее достоверной?
Н. Берзон: Прежде чем говорить о версиях, я бы определился с терминологией. Есть понятия "отток капитала", "чистый отток капитала", "бегство капитала". Это разные вещи, но они взаимосвязаны. Отток капитала – это совершенно нормально. Наши предприятия за рубежом покупают активы. Сегодня мировая экономика глобальна, и деньги пересекают границы туда и сюда абсолютно спокойно. Есть и приток капитала в нашу страну. Иностранные компании приходят к нам, создают какое-то предприятие, производят продукцию. Поэтому, когда говорят "отток капитала", подразумевают "чистый отток" капитала, то есть разницу между тем, что пришло в страну, и тем, что из неё ушло. То, о чём говорите Вы, действительно есть, чистый отток составляет 50-80 миллиардов. Это, конечно, проблема.
В новейшей истории России был чистый приток капитала три года: 2003, 2006 и 2007 год. Российская экономика была на подъёме. Иностранные деньги с удовольствием шли в Россию. Весь приток делятся на прямые инвестиции и спекулятивные. Первые означают, что какая-то иностранная компания в России строит завод и организует производство. Вторые – это скупка западным банком недооценённых акций российских компаний, а позже продаёт их дороже и выводит свои деньги из страны. Спекулятивных инвестиций в годы подъёма экономики было больше, и в кризис 2008 года произошёл их отток из России.
Если говорить о чистом оттоке, какие деньги уходят?
Чистый отток я бы тоже разделил на две части. Первая – легальный вывоз капитала. Например, компания "Лукойл" купила сеть автозаправок в Европе и эксплуатирует их на легальных основаниях. Также компания может отдавать кредит в иностранном банке. Иногда российские компании регистрируются за рубежом. Всё это - также отток капитала.
А доля нелегального оттока у нас велика?
Н. Берзон: К сожалению, да. Его сейчас в России называют "бегством капитала". Нелегальный отток проявляется в невозврате экспортной выручки. То есть за товар, поставленный в другую страну, не получено денег. Или аванс на закупку товара ушёл, а сам товар не пришёл. Но самая большая статья оттока капитала – сомнительные операции, которые нельзя расшифровать, в отдельные годы они составляют до 50%. Вторая по величине статья – пропуски и ошибки. Это операции, которые также нельзя расшифровать. Есть ещё так называемые "серые операции", когда компания регистрируется в другой стране, в оффшорной зоне, а, значит, не платит налогов в России. Для страны это упущенная выгода.
Можно долго говорить о происходящем безобразии, но в чём, по вашему мнению, основная причина того, что капиталы уходят за рубеж нелегально?
Н. Берзон: На мой взгляд, есть две главных причины. Первая – высокий уровень коррупции. Госчиновники, топ-менеджеры российских компаний коррумпированы, и они вывозят капитал. Создаётся целая сеть фирм однодневок. Одна кредитует другую, эта кредитует третью и так далее. А вторая причина – плохой инвестиционный климат. Когда бизнесмен работает в России и хотел бы работать дальше, но среда, в которой он действует, не позволяет ему вести бизнес, то он сворачивает этот бизнес и переходит в другую страну. Что такое инвестиционный климат? Это плохая защита частной собственности. Зачем создавать бизнес, если у тебя его могут отобрать? Также у нас присутствует нестабильность нормативно-правовой базы. Очень часто меняются законы и налоговые ставки. И, конечно, важный фактор неблагоприятного инвестиционного климата – экономическая стагнация в нашей экономике. Как Медведев сказал, наша экономика развивается, как квадратный корень: то есть спад, подъём и дальше горизонталь. Если экономика не растёт, то нет смысла вкладываться.
Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле.