Специальный репортаж Леонида Варебруса Мария Ермолова. Штрихи к биографии
12 марта 1928 года в московском доме Ермоловой на Тверском бульваре 11 случилось горе, Мария Николаевна – умерла! «Гордости русского театра», как назвал актрису не менее знаменитый Константин Алексеев, больше знакомый публике как Станиславский, было 75-ть…Жизнь «ушла», слава осталась. Да вот, тот же Станиславский: «Знаток женского сердца, она умела как никто, вскрывать и показывать «das evig Waibliche»(вечно женственное) так же, как и все изгибы до слез трогательной, до ужаса страшной, до смеха комической женской души». Как ни удивительно, но Марии Николаевне, дочери суфлёра Малого театра Николая Алексеевича Ермолова(дед работал в Малом театре гардеробщиком), первая главная роль «выпала» случайно, на бенефисе знаменитой в середине позапрошлого уже века артистки Надежды Медведевой. Тем более, что Ермолова была тогда лишь ученицей театрального училища. Это было её «второе» вступление на знаменитую сцену, первое она провалила, второе, а давали «Эмилию Галотти», драму Тотхольда Лессинга, стало триумфальным. Подробности будут у нынешнего «главного домоведа» особняка на Тверском бульваре, Раисы Островской. Именно она разыскала однажды неизвестное прежде письмо Ермоловой о приеме у императора Николая Второго. И о подарках, которыми царская семья «отметила» тогда ее работу.
В советские времена об этом помалкивали, потом забыли, она – нашла! Как и многое другое, благодаря чему мы сегодня видим на Тверском 11 всё так, или примерно так, как было при жизни Ермоловой. Один знаменитый стол из её гримерки, «живший» когда-то в Малом театре и подаренный чего стоит. Её рука: «Дорогой моей подруге Александре Алексеевне Яблочкиной в полную собственность…» Это 1925 год. Этот стол мы видим и на старой фотографии, сделанной в 1917 году, в разгромленном Малом театре…Теперь он «вернулся» к прежней хозяйке, сыгравшей за свою службу в театре более 500 ролей, и по выражению русского актера и драматурга Александра Южина, ни в одной «не соврала». О любимой, играя Орлеанскую деву, напишет в одном из писем 1898 года: «Во всей мировой истории нет образа чище и светлее Жанны Д’Арк и никто лучше Шиллера не понял её…» Сегодня и латы, в которых выходила на сцену Ермолова, и кольчугу, тоже можно увидеть в её доме на Тверском бульваре…Рядом с настоящим мечом, подаренным одним из поклонников…Просто пересказать жизнь Ермоловой невозможно. Оставим лишь некоторые из штрихов к ней. Со случайностями, болью и невероятной популярностью, о чем говорит не только молва, но и фотографии с сотнями ее почитателей, когда, хотя бы, «отмечалось», да вот, 50 лет творческой работы…
Прослужить 50 лет в одном театре, не просто. Случилось. И если после большевистского переворота в октябре 1917 года, когда жизнь перевернулась и громили не только богатые особняки и убивали «буржуев», но и театры, её артистическая комната тоже «попала» под горячую руку новых «хозяев». Муж, адвокат Николай Шубинский, эмигрировал, она осталась. Особняк «уплотнили», как и везде размножив «коммуналки»…Но через три года всё снова «перевернулось» в и 1920 году она «предстала» на сцене Малого театра в окружении своих обожателей…Через 8 лет, когда Марии Николаевны не стало, они придут ее проводить. И не смотря ни на что, на вовсю воинствующий атеизм, придет и священник, митрополит Трифон. А на заупокойной молитве, тут, поблизости, в не менее знаменитой церкви Вознесения, где когда-то венчался Александр Пушкин, митрополит Трифон скажет: «Что же принесла она с собой в сокровищницу человеческого духовного богатства? Какую благую весть она сказала нам? А вот какую. Она будила спящую мёртвым сном житейской пошлости и суетности душу людкую своими сценическими образами. В порывах вдохновляющего восторга и тоскующей любви она звала людей к вековечным идеалам Божественной правды, добра, красоты…» 12 марта 2014 года всё повторилось! В этой же церкви!