Путешествие в Эрмитаж Выставка придворного костюма из собрания Эрмитажа

3 мая 2014, 17:20

Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.

17 мая в Зимнем дворце открывается выставка, которая называется "При Дворе российских императоров. Костюм XVIII – начала XX века в собрании Эрмитажа". Экспозиция будет размещаться в парадных залах – Николаевском, Аванзале, Гербовом, Концертном, воссоздавая атмосферу торжественных приёмов, официальных церемоний и балов.

При Петре I балы стали одной из новых дворцовых церемоний. Согласно высочайшему указу 1719 года балы были обязательной частью знаменитых петровских ассамблей. И к концу XVIII века балы с 2-3 тысячами гостей были в Петербурге, столице Н. Тарасова: В Гербовом зале будет представлена тема "Церемонии" при российском Дворе, и там мы должны будем раскрыть всё это понятие, как был организован Российский императорский двор. Это касается не только Положения о штатах, Положения о Дворе, Положения о всех придворных установлениях, но, естественно, костюмов, превосходная коллекция которых хранится в Эрмитаже и вызывает восхищение всех, кто хоть когда-нибудь мог прикоснуться и увидеть это.

Сейчас мы стоим перед великолепным парадным женским платьем...

Н. Тарасова: Это платье фрейлины императрицы Александры Фёдоровны. Платье конца XIX - начала XX века. Сшито оно по законам, по правилам, которые были введены императором Николаем I 27 февраля 1834 года. Вообще следует отметить, что историки до сих пор не знают, когда точно был введён парадный мундир при русском Дворе. Мнения сходятся в том, что, скорее всего, это произошло между 1796 и 1801 годами. Именно тогда появляются первые попытки узаконения форменной придворной одежды, но для нас в этом свете важнее всего, конечно, 27 февраля 1834 года, когда указом Николая I были введены формы гражданские вообще и придворные в частности. Хорошо известно, что фрейлины императрицы должны были иметь платья с длинным шлейфом, украшенным золотым шитьём, алого цвета.

Шлейфы были более 2 метров, причём самые длинные шлейфы были у императорских особ, они могли колебаться до 4 с лишним метров, и в нашей коллекции есть такие длинные шлейфы.

А вот цвет придворного женского платьев?

Н. Тарасова: Красный цвет платьев носили только фрейлины. Статс-дамы, например, носили платья зелёного цвета. Гофмейстерины – платья малинового цвета. У каждой из этих придворных дам был свой рисунок шитья на платьях, который исполняли чудесные мастерицы таких мастерских, как у Ольги Николаевны Бульбенковой в Петербурге, или мастерицы российских монастырей.

В основе золотного шитья фрейлинских платьев – растительные орнаменты. Они, как и рисунок шитья мундиров камергера, обер-камергера, были высочайше утверждены, прописаны и вошли в Полный свод законов Российской империи.

Фрейлины служили при императрице до замужества. Дама могла оставаться фрейлиной до седых волос, но с годами была вынуждена прибавлять к своему платью рукава из тонкого газа, тонкой газовой блузочкой закрывать декольте.

Н. Тарасова: В нашей коллекции фрейлинских платья всего два. Одно платье, правда, редчайшее, относится к эпохе Николая I и сшито по моде того времени. Покрой рукава, который утвердился в середине XIX-го и просуществовал до начала XX столетия. А вот при Николае I в моде был рукав для женского костюма вообще, который напоминал "бараний окорок". Он так и назывался рукав жиго или а-ля "бараний окорок". И такое платье с необыкновенно красивой формой рукава сохраняется в нашей коллекции.

Остальное платье, остальные шлейфы (парадные и придворные) у нас имеют историческую принадлежность. Большая часть из них принадлежала либо вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, либо правящей императрице Александре Фёдоровне.

Придворно-парадные платья Марии Фёдоровны у нас от 60-х годов, времени, когда она была ещё великой княгиней, только-только приехала в Россию в качестве невесты. А вся коллекция насчитывает около 30 таких шлейфов, включая платья для дам, которые не имели ранга при дворе. Они должны были являться на парадные церемонии тоже в так называемых "русских мундирных платьях". А поскольку они не имели права носить платья красного, малинового, светло-голубого или зелёного цветов, то они шили платья такой же точно формы, но из других тканей.

Есть у нас придворное платье, сшитое для Зинаиды Николаевны Юсуповой. Оно сшито из розового плотного репса и украшено серебряным шитьём. А поскольку, видимо, это платье Зинаида Николаевна надевала, уже будучи дамой зрелого возраста, то к этому платью полагается ещё и пелерина. Зинаида Николаевна ведь была одно время фрейлиной. Когда она была фрейлиной, она носила платье одного покроя, а потом, когда перестала быть дамой с рангом при Дворе, то она могла позволить себе некоторые вольности, некоторые отступления. Поэтому есть ещё платья, которые снабжены пелеринами.

Наверняка многие видели фотографии знаменитого костюмированного бала в Зимнем дворце в январе 1903 года. Все приглашённые были в роскошных костюмах допетровского времени. И не от древнерусского боярского платья ли идёт крой рукавов в указе Николая I о придворной одежде?

Н. Тарасова: Истоки надо искать в Западной Европе, в которой сплелись воедино и восточные, и западные мотивы, и шлейфы появляются там в придворной одежде уже в самом конце XVIII - начале XIX века. Скажем, на картинах Давида можно увидеть, какие были шлейфы во время коронации Жозефины, супруги Наполеона Бонапарта. И в России эта мода тоже прижилась. Поначалу это были шлейфы, которые надевались как сарафанчики на лямочках поверх платья. Но оказалось, что это не совсем удобно. И при Николае I был узаконен фасон следующего рода. Платье парадное состоит из двух частей. Собственно, нижнее белое атласное платье, на которое сверху надевается бархатное платье, кончик которого переходит в шлейф. И только во второй половине XIX века парадное платье стало состоять из трёх частей: отдельно – лиф с рукавами, напоминающий боярские, очень красивые, распашные рукава, потом атласная юбка, украшенная только спереди золотым шитьём, и, наконец, поверх этой атласной юбки надевается юбка пристяжная, которая являет собой как бы распашную юбку и в то же время шлейф.

Это только для того, чтобы было удобнее надевать платье?

Н. Тарасова: Удобнее надевать, удобнее передвигаться, потому что с течением времени, конечно, меняются ткани и меняется мода. Если в начале XIX века шлейфы были очень лёгкими (в нашей коллекции есть шлейф, который сшит из тончайшего, нежнейшего шёлка и украшен искусственными розочками из тканей и расшит ещё соломкой. Невесомый, совершенно воздушный шлейф, в стиле вообще модных костюмных тенденций того времени.

А вот в середине второй половины XIX века стал преобладать бархат. И носить платье было довольно тяжело.

А сколько такой костюм весит?

Н. Тарасова: Этот костюм я не взвешивала, я взвешивала костюм, сделанный из серебряной парчи, который был сшит для церемонии бракосочетания Александры Фёдоровны и Николая Александровича. Я взвесила по частям три составляющих платья. У нас получилось 10 кг 780 г. Конечно, носить такое платье очень тяжело.

Надо сказать, что самые тяжёлые одежды были, конечно, для церемонии коронации, потому что поверх платья, сшитого, как правило, из серебряной парчи, украшенного тоже шитьём и объёмными цветами, полагалась ещё и мантия. Моя коллега из Музея московского Кремля взвешивала мантию перед реставрацией. Вес коронационной мантии Александры Фёдоровны составляет 13 кг. Очень тяжело ей было. Ведь при этом Александра Фёдоровна не обладала богатырским здоровьем. И есть сведения, что её свекровь, императрица Мария Фёдоровна, рекомендовала сшить ей платье из облегчённого глазета, чтобы невестке не было так тяжело. Но в результате сшили из плотного и тяжёлого материала, какой и полагался.

Живописные полотна и акварели художников дополнят на экспозиции картину церемониальных приёмов и балов. Сочетание алого бархата и кокошников фрейлин с тёмными мундирами военных чинов, золотное шитьё, бриллиантовые шифры – всё это отражается в зеркалах. На придворные балы приглашались гражданские чины с супругами первых четырёх классов в Табели о рангах, воинские чины, придворные, приглашались иностранные дипломаты с семьями, старейшие офицеры гвардейских полков с жёнами и дочерьми, молодые офицеры – лучшие танцоры и гости по специальному приказанию императорской семьи.

Первый бал сезона в Николаевском зале Зимнего дворца собирал до трёх тысяч человек. Далее в течение года устраивались концертный балы до 700 человек. Были и балы на 200 гостей. Непременным условием приглашения на придворные балы для мужчин было обладание формальным правом быть представленным императору, для дам – предварительное фактическое представление императрице.

Празднество, как правило, начиналось в половине девятого. Опаздывать было не принято. Бал открывал церемонимейстер, он держал жезл (длинную трость чёрного дерева с шаром слоновой кости наверху с двуглавым орлом и бантом Андреевской ленты). Обер-гофмаршал с начала "Полонеза" шёл впереди государя, как бы прокладывая ему путь. Это я увлеклась, рассматривая акварели придворного художника Михая Зичи, а тем временем хранитель костюма Нина Тарасова разоблачала от специального чехла мундир обер-камергера.

Н. Тарасова: Новичку, который появлялся на парадных придворных церемониях, нужно было запомнить не так уж много. Чем длиннее шлейф у дамы, которая носит бархатное платье, тем выше её ранг. Чем больше шитья на мундире у мужчины, тем выше его чин при Дворе.

Из парадных мужских костюмов что будет представлено на выставке?

Н. Тарасова: Камергерский костюм, обер-камергерский, придворные вицмундиры, то есть те мундиры, в которых служившие при Императорском дворе появлялись ежедневно. Если вы приходите ко Двору, а день не праздничный и нет какой-то особой формы одежды, то если вы – министр финансов, сенатор или ещё кто-то, то обязательно, конечно, надо одевать придворный вицмундир, так как обязательно нужно было прийти в форме.

Ещё будет выставлен такой редкий костюм, который является единственным на всю Россию, как парадный мундир сенатора. Он отличался от всех других мундиров тем, что он единственный был красного цвета. Красного цвета сенаторский мундир был утверждён ещё императором Александром I. Пуговицы тоже были немножко другие. Вместо двуглавого орла на них было изображение колонны, поверх которой была надпись "Закон".

Осталось всё великолепие придворного костюма увидеть на выставке в парадных залах Зимнего дворца.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.
 

Путешествие в Эрмитаж. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация