Путешествие в Эрмитаж "Музыкальный Эрмитаж"
Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.
Нынешний год 250-летия Эрмитажа включает в себя и разнообразные внутримузейные даты и юбилейные события. Например, 25-летие обновлённого после реконструкции 1989 года Эрмитажного театра. И эту веху в музее решили отметить музыкальным фестивалем.
В течение недели состоятся концерты-символы.
Первый связан с парадным входом в Новый Эрмитаж. Всему миру известны фигуры атлантов на портике: "Атланты держат небо на каменных руках". И эта песня Александра Городницкого прозвучит в его авторском концерте в Эрмитажном театре.
Военная музыка привычна Эрмитажу с самого рождения императорской резиденции в связи с полковой музыкой и военным караулом Зимнего дворца, торжественными церемониями. Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы совершит своё путешествие в музыкальную историю Петербурга как военной столицы.
А в атриуме Главного штаба состоится концерт-воспоминание о большом вальсе. Этот музыкальный фестиваль Эрмитажа "Большой вальс" 11 лет, столько, сколько сезонов провёл Иоганн Штраус в Петербурге, радовал публику, открывая и творчество венских классиков, и русских композиторов – современников И. Штрауса.
Те, кто захочет совершить путешествие в век Екатерины II, будут иметь такую возможность на концерте Российского ансамбля старинной музыки. С Владимиром Шуляковским, скрипачом, художественным руководителем ансамбля, петербуржцы знакомы давно.
В. Шуляковский: Век, собственно говоря, такого бурного цветения вообще всего: искусства, живописи, поэзии, литературы. И, конечно, достаточно трудно было выбрать из того обилия соцветия мастеров музыки, композиторов, которые в то время работали при Дворе, но мы остановились именно на русских именах. Не итальянцев. Потому что всё-таки в последние годы звучали оперы итальянцев здесь. Несколько опер Джованни Паизиелло (Giovanni Paisiello) было сделано. И оперы Джузеппе Сарти (Giuseppe Sarti) исполнялись у нас. А вот, например, опера Дмитрия Бортнянского "Алкид" чрезвычайно давно не звучала. Как-то, лет шесть назад, некими своими силами мы делали в рамках фестиваля "Царскосельский дивертисмент" в Екатерининском дворце. И вот мы решили, конечно, не всю оперу, но какие-то наиболее яркие моменты этой оперы представить. Сопрановую арию исполнит наша постоянная солистка Виктория Евтодьева.
Затем будет представлена музыка Максима Березовского, другого гениального русского композитора, ещё менее известного и практически не исполняемого у нас в стране.
И завершит как бы хронологически музыка к мелодраме "Орфей" Евстигнея Фомина, композитора, который, что называется, также находится на обочине интересов.
На мой взгляд, эти три имени – это своего рода три кита музыки екатерининской эпохи. Хотя, конечно, по-разному складывалась судьба у каждого из этих композиторов. У кого-то она, можно сказать, совсем не складывалась. Что интересно, этот момент итальянского засилья, который наблюдался в последней четверти XVIII века, и я бы даже сказал "итальянской мафиозности", которая наблюдалась в композиторской сфере, он, как ни странно, до сих пор сказывается. То есть, люди почему-то, когда идёт разговор, даже специалисты чаще всего играют музыку итальянских композиторов. А вот русские композиторы как-то немного находятся в стороне. Поэтому мы решили сделать как раз чисто русскую программу. Надеемся, что она вызовет интерес.
Эрмитажный театр построен архитектором Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi) в 1789 году. Ещё продолжали облицовку мрамором и роспись перекрытий, а в камер-фурьерском журнале появилась первая запись о том, что "императрица с великими князьями через "Ермитаж" изволили шествовать в новый театр и благоволили смотреть пробу комической оперы". Спектакли в новом театре давали регулярно – один-два раза в неделю: комическая русская опера "Мельник" без балета, французская комедия без балета, немецкая комедия. В Эрмитажном театре звучала и духовная русская хоровая музыка, и музыка светская.
В. Шуляковский: Мы, конечно, играем в данном концерте светскую музыку. Безусловно, все эти партитуры или издавались совершенно крошечными тиражами во времена весьма отдалённые. Сейчас, насколько я понимаю, довольно большие проблемы в нотной записи.
Они были как поднесение Императорскому двору? Всё-таки они есть в библиотеках, в архивах, в специальных наших собраниях.
В. Шуляковский: Что касается опер Дм. Бортнянского и М. Березовского, то они были созданы ими в итальянский период. Почему мы взяли эти произведения? Потому что непосредственно императрица приложила руку к тому, чтобы эти композиторы оказались в Италии и стали там очень известными. Эти оперы были написаны в Италии и, более того, никогда не исполнялись там. В этом состоит парадокс. Но, тем не менее, эта музыка была создана же в век Екатерины, то есть, опера "Алкид" – это 1777 год. Это самый-самый расцвет эпохи Екатерины. И именно царица была инициатором. Она знала Дм. Бортнянского, можно сказать, чуть ли не с младенчества. По крайней мере, задокументировано, с 10 лет он принимал в концертах во дворце, и непосредственно на её деньги он был послан, выучен и написал оперу. Это как раз тоже интересный момент. Я, например, не сомневаюсь, что эта партитура была сюда привезена, просто она не найдена, но она не исполнялась и не звучала здесь, тоже опять-таки в силу итальянского засилья.
Это же касается в полной мере и М. Березовского, который написал тоже в это же время в Италии оперу "Демофонт (Demofoonte)", которая имела колоссальный успех там. И, безусловно, я не сомневаюсь, её партитура была взята сюда, в Россию. Но М. Березовского постигла ещё более трагическая судьба. Всё-таки Дм. Бортнянский смог найти своё место. У него были тёплые отношения всегда с наследником престола – с Павлом Петровичем. Он, конечно, не смог пробить эту "итальянскую" стену, которая была при дворе Екатерины. Но всё-таки у него было покровитель.
А М. Березовский, как человек независимый, попытался здесь строить свою карьеру сам и, конечно, потерпел полное фиаско, закончив жизнь очень-очень печально. Свою жизнь он прожил плохо и просто, по-русски говоря, спился, к сожалению. Гениальным он был человеком. И это была потеря, потому что ни одно его сочинение практически не исполнялось. В России он занимал очень скромную должность переписчика нот. Это самое большее, что ему доверяли. Можно себе представить, как ему было тяжело после возвращения из Италии, где эта его опера имела грандиозный успех. Опять-таки мы решили взять эти произведения, которые здесь, в России, при жизни композиторов не звучали, и исполнить их сейчас. Это восстановит некий законный баланс.
Нигде не встречала, на каком инструменте играла Екатерина II. Понимаю, про Павла, который играл на флейте. И дальше, мы уже знаем более точно документально, на чём играли все великие князья. А Екатерина II? Клавесином она наверняка владела по своему немецкому воспитанию. А как дальше?
В. Шуляковский: Все замечания по поводу Екатерины в связи с музыкой как раз говорят о том, что она была чрезвычайно поэтически одарена. Недаром она писало либретто. Но вот что касается музыки, есть даже такие чуть ли не комические замечания, что во время, скажем, квартетных вечеров она говорила своим придворным, чтобы те предупреждали её, когда надо аплодировать, когда надо хлопать. Так как она не знала, где это будет уместно, где кончается одна часть и где начинается другая. Честно говоря, у неё по тем фактам, что есть, были сильные проблемы со слухом.
Конечно, её пытались учить, но, видимо, успехи были чрезвычайно скромными. Как амбициозный и очень яркий человек она, как только стала самостоятельной, просто уже больше не подходила к инструменту. Но вот этот как раз показатель того, что человек, весьма далёкий, скажем так, от музыки по своим способностям, но, будучи гениальным государственным деятелем, дипломатом и, кстати, очень талантливым литератором, она понимала всё-таки нужность музыки.
Джакомо Кваренги построил зрительный зал амфитеатром, зная, видимо, непринуждённую атмосферу эрмитажных собраний императрицы Екатерины: "Я старался дать театру античный вид. Все места одинаково почётны, и каждый может сидеть там, где ему заблагорассудится. Каждый из зрителей может видеть всех окружающих, что при полном зале даёт очень приятное зрелище".
Дж. Кваренги удалось придать архитектуре благородный и строгий характер, поместив в 10 нишах зрительного зала и в просцениуме фигуру Аполлона и девяти муз. При императоре Александре I в Эрмитажном театре начали устраивать ежегодные новогодние маскарады. Дж. Кваренги успешно соединил античный вид и самые современные в его время требования к театральному залу. Так же продолжалось и в XIX, и в XX столетиях. Эрмитажный театр претерпевал обновление, пережив несколько реконструкций, но, по счастью, без изменения облика, созданного архитектором.
На днях в Эрмитажном театре состоялось представление новейших технологических систем, чтобы удовлетворять сегодня всем требованиям музея. Ведь здесь проводятся и международные встречи, и камерные концерты, и спектакли, и собирается коллектив музея.
Работу принимало руководство разных служб музея и журналисты, которым часто доводится встречаться с директором Эрмитажа именно в Эрмитажном театре. Вот что отметил Михаил Пиотровский, оценивая появившиеся возможности зала.
М. Пиотровский: Новые технические возможности игры со звуком, освещение и создание целой программы света в спектакле в самом театре, новые возможности использования сцены и экранов на сцене, новые возможности в организации работы слежения, видеонаблюдения и трансляции всего, что происходит в зале, что даёт новый простор для фантазии. И теперь наша задача делать так, чтобы всё это использовалось для сохранения общего стиля и духа Эрмитажного театра, который уникален, и также для того, чтобы мы могли здесь делать многое из того, что раньше делать не могли. Ну, во-первых, есть теперь стационарное оборудование для звука, экранов, воспроизведения. Нам не надо привозить на каждый спектакль. Это может быть совершенно для разных мероприятий использовано. У нас теперь замечательные возможности записи, и мы должны изучить, как эти записи того, что у нас происходит, вводить в Интернет. Одна из важнейших вещей – возможность прямого выхода в Интернет, и одна из наших задач – это дистанционная работа Эрмитажа и Эрмитажного театра и трансляция в Интернет тех лекций и представлений, которые здесь происходят. Имею в виду музейно-театральные представления.
Предстоящий фестиваль, а он называется "Музыка Эрмитажа", о котором сегодня идёт речь, даст возможность зрителям увидеть и особенное действо заключительного концерта, который будет вести кинорежиссёр Александр Сокуров. Идеи Александра Сокурова уже не раз воплощались в Эрмитаже самым любопытным образом. Чего стоит только один его знаменитый проект – созданный им фильм "Русский ковчег". В этом концерте вместе с оркестром будет участвовать композитор и пианист Сергей Евтушенко. Он – автор музыки к кинофильмам, в том числе и к фильму "Русский ковчег". И Сергей Евтушенко, и Александр Сокуров пока втайне готовят свой концерт. Он называется "Приношение Эрмитажу".
С. Евтушенко: Мы как всегда пытаемся одновременно быть и в прошлом, и в будущем. Это довольно трудно сейчас, но тем не менее наш фестиваль попытается одновременно возрождать традиции и пытается смотреть вперёд. Возрождать традиции в Эрмитаже можно бесконечно, потому что каждая дверь, каждая комната, каждый зал Эрмитажа – это традиции. Ну а для нас, музыкантов, это, прежде всего, традиции Эрмитажного театра, восстановление его репертуара.
А. Сокуров: Мне вообще очень повезло в том, что я когда-то оказался в Петербурге и что когда-то бог свёл меня с Эрмитажем, и это сейчас для меня такая священная пещера. Я могу здесь задумать и, если возможно, на самом деле осуществить самые невероятные вещи. Я буду благодарен этим дням, проведённым в Эрмитаже, всю свою жизнь. Это большое счастье быть призванным Эрмитажем и что-то для Эрмитажа делать. На самом деле это большое счастье. Очень хорошо понимаешь, находясь здесь, что кинематограф не в состоянии исчерпать все потребностей культуры, всех потребностей в искусстве. И как он мал и как он на самом деле ещё не развит в кинематографе.
Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.