Путешествие в Эрмитаж "Manifesta 10": художественный диалог в контексте истории

1 ноября 2014, 17:35

Программу "Путешествие в Эрмитаж" ведёт из петербургской студии "Радио России" Анна Всемирнова.

Завершает свою работу знаменитая биеннале 2014 года  – "Манифеста 10" ("Manifesta 10"). Впервые за 20-летнюю историю биеннале современного искусства, нарушив традицию, утверждённую 20 лет назад после падения Берлинской стены, шагнула за рамки Евросоюза и оказалась в России, в Петербурге. Более того, Эрмитаж сделал "Манифесту 10" центральным выставочным событием своего юбилейного года. В течение четырёх месяцев более 50 художников из разных стран мира участвовали в основной, образовательной и публичной программах "Манифесты".

Для биеннале специально было создано более 30 произведений. Две трети основной экспозиции разместились в залах восточного крыла Главного штаба, предназначенного как раз для современного искусства, треть – выставлены в Зимнем дворце, то есть, вступили в диалог с шедеврами эрмитажной коллекции.

Более 80 тысяч человек посетили "Манифесту" в залах Главного штаба. Благодаря "Манифесте" многие горожане открыли для себя это новое музейное пространство.

Днём официального закрытия биеннале было объявлено 31 октября, но решением директора Эрмитажа "Манифеста" продлена на два дня. 1 и 2 ноября объявлен бесплатный вход на экспозицию в Главном штабе для всех категорий посетителей.

Подводя итоги биеннале современного искусства, Михаил Пиотровский отметил:

"Получилось очень важное художественное событие, важное не только в разговорах о Европе и России, просто очень важное художественное событие, потому что мы представили замечательную выставку современного искусства и событий вокруг современного искусства в особом музейном пространстве, которое состоит из Зимнего дворца, Нового Эрмитажа, Дворцовой площади и Главного штаба. В результате получился художественный диалог в контексте истории.

Современное искусство согласно общей концепции Эрмитажа было помещено в историю развития искусства, и я думаю, что многие произведения, представленные на "Манифесте", приобрели дополнительные смыслы. Это, собственно, и есть главное содержание нашей деятельности – умножать смыслы. Тем искусство и отличается от науки, что в науке надо пользоваться минимальными средствами, а в искусстве, наоборот, нужно как можно больше разных средств и аспектов.

"Манифеста" появилась на карте России. Думаю, что в истории "Манифесты" это, в общем, красивое и хорошее событие навсегда будет записанным в анналы.

Эрмитаж с помощью "Манифесты" напомнил о своей концепции непрерывности художественного развития. Он очень благодарен и "Манифесте", и её куратору Касперу Кёнигу (Kasper König) за такой подход, который позволил представить несколько исторических уровней нового искусства (от Матисса через классиков нового искусства и до совсем современных художников) в большом историческом контексте. Это получилось.

Мне думается, что, хотя Каспер Кёниг и говорил о том, что "Манифеста" у нас без манифеста, однако на самом деле мы получили некий манифест того, что современное искусство может прекрасно жить в пространствах классического музея. Одно из важных достижений – мы сумели все вместе показать и рассказать об очень важных вещах художественным, интеллигентным языком. Вот такой петербургский стиль.

Мы очень довольны тем, как всё прошло в пространстве музея. Но я хотел бы отметить совершенно замечательные программы "Манифесты". И параллельную программу, и общественную программу детских визитов, постоянных экскурсий, и способ изложения материала для людей самого разного возраста и образования. Эта образовательная программа "Манифесты" – одно из очень высоких достижений, причём накопившихся годами. Надеюсь, что наши художественные организации, галереи и художественно-образовательные институции подхватят эту эстафету, и она пойдёт дальше, потому что (я много раз об этом говорил) то, как рассказывают на "Манифесте", много лучше того, как современное искусство пишет о современном искусстве. Оно на самом деле очень интересное и очень простое".

Фактически "Манифеста 10" началась задолго до её официального открытия 28 июня. Дискуссия о том, бойкотировать биеннале в Петербурге или нет, началась с лета 2013 года. А с началом событий на Украине она только обострилась. Что ж, скандалы часто сопровождают выставки современного искусства, и они стали, можно сказать, его частью. Кто-то из художников в Петербург не приехал, а кто-то, наоборот, решил непременно участвовать. Но во время проведения биеннале скандалов не случилось.

Что касается мнений специалистов, то "Манифеста 10" недавно была отмечена главным призом престижного в Петербурге конкурса "Музейный Олимп", а также вошла в шорт-лист премии проекта "Сноб" "Сделано в России" в номинации "Музейное дело".

Отвечая на вопрос о внимании зарубежной прессы к происходящему на "Манифесте", Михаил Пиотровский отметил:

"На самом деле никогда о современном искусстве в Петербурге не писали столько в мировой прессе. Это уже вновь. Во-вторых, большая часть всех писаний была очень хороша и очень положительна, хотя были видны различия культурных подходов у людей из одних и тех же стран. Одним журналистам очень нравилось то, что инсталляции "Манифесты" находятся в разных залах Эрмитажа и, чтобы увидеть их, нужно пройти по залам Эрмитажа и их тоже увидеть. А других раздражало, что для того, чтобы увидеть хорошее современное искусство, надо таскаться по этим несчастным залам Эрмитажа. Примерно пополам на пополам. И таких вещей было довольно много, это на самом деле очень интересно.

Но я полагаю, что для мировой прессы "Манифеста" стала событием и поводом для очень многих рассуждений, тем более что "Манифеста" рождалась в условиях разных призывов к бойкотам и, по существу, явилась прелюдией ко многому тому, что потом произошло".

География публичной программы "Манифесты 10" включала в себя 17 площадок в самых разных районах Петербурга: акции, выставки, перформансы (такие оригинальные спектакли-представления). Только в старинных зданиях Кадетского корпуса, недавно переданных университету, на событиях "Манифесты 10" побывали около 30 тысяч человек. В пространстве бывшей коммунальной квартиры состоялось 10 квартирных выставок под общим названием "Квартирное искусство как домашнее сопротивление". Совместно с театром БДТ был создан первый российский спектакль-путешествие.

Статистика известна, а можно ли сегодня говорить о более серьёзных итогах? Куратор биеннале, бывший директор Кёльнского музея Людвига Каспер Кёниг считает, что потребуется год-два, чтобы оценить влияние "Манифесты" на Петербург.

К. Кёниг: Когда мне предложили быть куратором на "Манифесте" в Петербурге в России, я немедленно ответил "да". Может быть, это не профессионально, но эмоционально было точно верно. Петербург (я никогда здесь не был, но для меня он знаком по истории, книгам, фильмам) – это концентрация культуры, это интересная современность. А то, что основной площадкой "Манифесты" стал Эрмитаж, – это вызов и мне как куратору, и художникам, которые решили здесь выставить свои работы. Если молодые посетители смогли принять без конфронтации возможность сосуществования разных точек зрения на одно и то же явление, произведения художников, то это уже прекрасный результат".

Одной из наиболее удачных работ в Главном штабе стала инсталляция швейцарского художника Томаса Хиршхорна (Thomas Hirschhorn). В одном из внутренних дворов здания, построенного Карлом Росси, художник создал конструкцию, представляющую собой дом, у которого обрушился фасад и открылись недра интерьера петербургских квартир советского времени. От обычных их отличает только наличие подлинных произведений Малевича, Филонова, Розановой.

Каждый видит замысел художника по-своему, объяснили мне посетители.

"Современное искусство рассчитано на восприятие с пониманием. Современное искусство – это действительно, как говорят сведущие люди, не что и как, а что я имел в виду, что я хотел этим сказать. А это не всегда считывается в первый момент, поэтому это надо объяснить. Поэтому поводу надо бы подискутировать. Собственно, в этом и ценность современного искусства, что вокруг него можно дискутировать".

В последние дни работы "Манифесты" даже вечером в Главный штаб были очереди за билетами. И то, что каждый час публике теперь предлагаются гиды для экскурсионного знакомства, весьма привлекательно. Из Петербурга "Манифеста" через два года как биеннале современного искусства объявится в Цюрихе.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле программы.
 

Путешествие в Эрмитаж. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация