Интервью Слово "тьютор" напугает многих
Персоны
В российских школах планируют введение новой
административной единицы - тьютора. Он заменит классного руководителя. Об этом
Елена Щедрунова беседовала с научным руководителем Института проблем
образовательной политики Александром Адамским и членом правления
Межрегиональной тьюторской ассоциации Юлией Зотовой в эфире радио "Вести
ФМ".
Щедрунова:
Здравствуйте, у микрофона Елена Щедрунова. Министерство образования и науки
России планирует с 2014 года ввести в российских школах новые штатные единицы.
В школах российских появятся тьюторы. Они, кстати, появились уже в ходе
эксперимента в нескольких регионах, итоги пока не подведены. Но это слово
"тьютор", я думаю, многих просто напугает. Вот собственно чтобы не
пугаться родителям, мы сегодня и попробуем разобраться, кто же такие тьюторы. У
нас в студии научный руководитель Института проблем образовательной политики
Александр Адамский. Александр Изотович, здравствуйте.
Адамский: Здравствуйте.
Щедрунова: И член правления
Межрегиональной тьюторской ассоциации Юлия Зотова. Юлия Александровна,
здравствуйте.
Зотова: Здравствуйте.
Щедрунова: Самый первый вопрос: вот зачем
брать иностранные слова, например, tutor?
Неужели нельзя было сразу использовать какой-то русский аналог? Кто готов?
Адамский: Я думаю, что в Америке
аналогичный вопрос задают по поводу "спутника" - неужели нельзя...
Так сказать, в Америке используется слово "спутник", потому что
первый спутник появился. Так и здесь. Есть право первородства, такой педагог,
такой учитель появился впервые в Англии. Я думаю, что Юлия Александровна расскажет
более подробно про эту историю. И она началась в середине 80-х годов, когда мы
начали изучать иностранный опыт.
Щедрунова: И она у нас началась в
середине 80-х годов?
Адамский: Да, обсуждение, только
обсуждение этого всего.
Щедрунова: В 80-х годах прошлого века.
Адамский: Да, прошлого века. То есть этой
истории уже вот без малого 30 лет.
Щедрунова: Но тем не менее, Юлия
Александровна, есть же русское слово "наставник". Как мне кажется,
оно вполне соответствует английскому tutor.
Разве нет?
Зотова: Нет, не соответствует, ровно в
том, что наставник, он наставляет на некий правильный путь. Для тьютора самое
главное, что нет одного правильного пути для всех, и он сопровождает человека в
его индивидуальном пути. И для нас это очень важное различие - именно
способность человека двигаться самостоятельно и необходимость сопровождать его
особым образом. Потому что есть периоды в жизни, такие особые периоды
переходов, есть периоды очень сильной неопределенности, где наставление может
помешать. И в мире, который быстро меняется, в котором слишком много норм
разных, человеку найти свой путь становится очень важно, именно свой. И здесь
наставник - это совсем другая задача, совсем другая позиция.
Щедрунова: Я думаю, это зависит от
наставника на самом деле. И в русской традиции наставничество, ну я не знаю,
там гувернер или наставник, по большому счету.
Адамский: "Гувернер" - это
хорошее русское слово...
Щедрунова: Нет, я имею в виду, что кто-то
говорил "гувернер" на французский манер, а кто-то говорил
"наставник", мне так кажется. Но тем не менее, вернемся к тьюторам.
Уж коли это пришло из Великобритании, а точнее из Англии, так историю вопроса,
если можно, Юлия Александровна.
Зотова: Вкратце, действительно тьюторы
появились в 14 веке в Оксфорде и в Кембридже, и это была действительно такая
особая позиция, на которой держалось очень много, все основное пространство.
Студент оказался в ситуации, где вокруг много профессоров, они не читали один и
тот же курс много лет подряд, все время были разные возможности, содержание все
время менялось. И вот был человек, который держал это пространство, из года в
год он про него понимал все больше и больше, и он мог сориентировать человека,
учитывая его особые потребности, чем можно воспользоваться, куда можно
двигаться. Так же важным было то, что профессор не был озабочен тем, что одно и
то же содержание должно было у всех обязательно быть освоено. Поэтому профессор
читал свой курс и уходил, и студент оставался один на один с ситуацией
освоения. И вот эту ситуацию индивидуального освоения сопровождал тьютор.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью