Интервью Ребёнку необходима учебная мотивация
Персоны
Через две недели полтора миллиона наших самых юных сограждан пойдут в первый класс. В связи с этим главный санитарный врач страны предупредил, что они испытают серьезный стресс, а потому мамам нужно отправиться в отпуск, чтобы подготовить ребенка к школе и потом помогать ему в первые дни обучения в школе. Насколько серьезен этот стресс, действительно ли нужно всем мамам кидаться в отпуск и готовить ребенка к походу в первый класс? Этот вопрос Елена Щедрунова в эфире "Вестей ФМ" обсудила со старшим научным сотрудником Института социологии Российской Академии наук Натальей Гришаевой и психологом Мариной Абрамцевой.
Щедрунова: Марина, ну психолог - отвечайте за стресс у детей. Действительно такой вот стресс сильнейший в первый класс?
Абрамцева: Можно я сначала отвечу по поводу "срочно мамам в отпуск"? Если мамы уже были в отпуске, им не стоит добавлять себе стресса, что они не успели в отпуск за две недели до школы. Конечно, это стресс, это переход из одного состояния дошкольного в другое, и от мамы здесь требуется поддержка. Прежде всего поддержка и создание чувства радости, радости ожидания этой школы, это очень важно. И здесь стоит обратить внимание на то, что подготовка к школе интеллектуальнаяуже закончена, все, что могли, мы сделали, и сейчас уже важно сделать этот первый шаг. Очень важно сейчас настроить ребенка мотивационно, чтобы он знал, зачем он идет в школу, что в школу он идет учиться. Не за "пятерками", не потому, что он теперь взрослый, не потому, что так мама хочет, а потому, что в школе он узнает много нового и интересного. В психологии есть такое слово "учебная мотивация". Вот считается, что учебная мотивация самая лучшая для ребенка. Но открою вам секрет: учебная мотивация проявляется в лучшем случае к концу первого класса. Поэтому сначала мы просто ребенку говорим, что в школе учимся, и там ты узнаешь много нового и интересного. Очень важно за эти две недели постараться настроить ребенка на то, чтобы он умел соблюдать правила. Конечно, две недели маленький срок, но тем не менее игры по правилам очень приветствуются. И напомнить ребенку, что в школе ему придется соблюдать правила.
Щедрунова: Наталья Петровна, ведь подавляющее большинство детей приходит в школу все-таки из детского сада, где есть подготовительные группы, где есть занятия, где дети понимают, что определенное количество времени они должны находиться в покое, я не знаю, там сидеть за столиком, выполнять определенные задания воспитателя, педагога. Поэтому неужели это действительно вот такой вот сильнейший стресс?
Гришаева: Стресс огромный, потому что то, что происходит в детском саду, это мало похоже на то, что происходит в школе. В детском саду ребенок постоянно находится под присмотром воспитателей, а в школе много времени ребенок не присмотрен учителями, потому что вот перемена возникает, то, что он должен учиться, то, что учитель обращается ко всему классу, а не к нему конкретно, хотя в каждой группе, конечно, там тоже обращаются к детям, но это не настолько серьезно. Потому что в школе учитель считает, ну подавляющее большинство учителей считает, что ребенок должен придти готовым к школе. И если он приходит, допустим, не готовым к школе, с их точки зрения, то это недоработки родителей.
Щедрунова: Что такое "готовый"?
Гришаева: Ой, это очень сложно. Если говорить сейчас о готовности к школе, то нужно говорить примерно 30 минут, не переставая, потому что там много компонентов готовности.
Щедрунова: Хорошо, основные позиции.
Гришаева: Ну основная позиция - это то, что ребенок может сидеть, слушать учителя и выполнять его действия, это самое основное.
Щедрунова: Слушайте, все родители мечтают о том, чтобы ребенок сидел, слушал и выполнял их требования. Так не бывает.
Гришаева: Да, но, подождите, как показывают социологические исследования вот в типичной московской школе, именно так происходит с 30-ю процентами, от 20 до 30 процентов детей в начале учебного года, к середине года примерно 50 процентов детей.
Щедрунова: Они сидят и слушают, и выполняют.
Гришаева: Да, уже приучаются, сидят и слушают. Вы сказали основное, я сейчас самое основное говорю.
Щедрунова: Конечно, конечно.
Гришаева: И к концу первого класса, как правило, где-то процентов 30, а иногда даже и 40, еще этим не овладели.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью