Интервью Лишние нули в бюджете лишают героя многогранности
Персоны
В Москве на следующей неделе открывается фестиваль
независимого авторского кино "2morrow/Завтра". Организаторы форума
подготовили уникальную подборку авторских фильмов, большинство из которых ещё
ни разу не были показаны в России. Подробнее об этом культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин беседовал с директором фестиваля Ольгой Дыховичной.
Долин:
Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня у нас в гостях директор
фестиваля "2morrow",
он же "Завтра", Ольга Дыховичная. Оля, привет.
Дыховичная: Привет, Антон.
Долин: И наша цель - рассказать об этом
смотре, который уже который год проходит в Москве и постоянно как-то
видоизменяется, всегда очень интересным, необычным образом. Например, в этом
году он проходит с 1 по 6 октября в ЦДХ, и это, как мне кажется, очень
интересная площадка, в том числе и потому, что она традиционно принадлежит
современному искусству. Там же находится тот отдел Третьяковки, который
посвящен 20 веку, там сейчас проходи выставка Мондриана. То есть все те, кто
идет за авангардом и за абстракцией, они приходят в это здание, там проходило
огромное количество интересных выставок. И мне кажется, что фестиваль "2morrow"
- тоже фестиваль, который смотрит на кино прежде всего как современное
искусство, а не как на один из видов развлечений. Я правильно это трактую?
Дыховичная: Да, совершенно верная трактовка.
Я могу сказать, что площадка ЦДХ, мы нашли ее в прошлом году, и надо сказать,
что она стала для нас правильным форматом. Потому что действительно это некий
смотр, это пространство, которое можно наполнить, это пространство, которое
можно подчинить атмосфере фестиваля. И поэтому у нас есть некое публичное
пространство, которое называется холлом, и вот в прошлом году из этого
пространства люди не уходили, а ждали следующих картин. Потому что, слава богу,
мы добились того, что у нас очень символическая цена за билет, и у нас
есть такая форма билета - это Day Pass,
или там "вездеход" на один день, когда человек, покупая по сути билет
чуть-чуть дороже, чем обычный билет в кино в любой кинотеатр в Москве, может
посетить любой фильм в этот день. И эта практика себя оправдала.
Долин: Но она, мне кажется, не денежно
важна, а прежде всего организационно, чтобы люди не уходили.
Дыховичная: Да, да, конечно, да, это
некоторая есть дисциплина. Даже если ты покупаешь билет за 30 рублей, условно,
то у тебя есть ощущение, что ты купил некий формат дисциплины, что ты должен
придти в кинотеатр там за пять минут до того как фильм начался, и там не
шуметь, и не уходить громко во время фильма. И я могу сказать, что у нас
будет три постоянно действующих кинозала, и программа крайне насыщенная. Вот
мы, когда программировали, мы понимали, что нет другого пути, как, например, в
один и тот же временной слот идет и "Жена полицейского"... Я так
понимаю, что это один из фильмов, которые, в частности, там являются и твоим
фаворитом этого года.
Долин: Да-да, очень люблю этот фильм.
Сейчас мы про фильм этот конкретный поговорим, конечно, тоже.
Дыховичная: То есть, например, у нас в
один временной слот сталкиваются фильм-победитель "Сандэнса" и вот
"Жена полицейского".
Долин: Это один из лауреатов Венеции.
Дыховичная: Лауреатов Венеции, да.
Хотелось бы еще сказать, что, во-первых, если ты говоришь о некотором сравнении
с современным искусством и с форматом современного искусства, и о подаче
современного искусства, то у нас тоже есть некоторые параллели, потому что в
этом году мы наконец-то сформулировали, каким образом отбираются фильмы на
фестиваль. Это кураторские программы, это отсутствие диктата одного
программного директора и одного вкуса, который пронизывает все параллельные
программы или, например, основой конкурс. Это за каждой программой стоит
конкретная личность куратора, который является по сути соавтором этой
программы, это его взгляд на современный контекст кино. И для нас большая
честь, что наше предложение о сотрудничестве принял программный директор
"Сандэнса" в этом году.
Долин: Ну, тут надо сказать нашим
слушателям, не все это знают, что "Сандэнс" - это главный фестиваль
независимого кино в Америке и фестиваль, который в свое время открыл
суперзвезд, ну не знаю, там братьев Коэнов, и всех-всех, всех важнейших
американских режиссеров последних там 20-30 лет.
Дыховичная: Да, это параллельно
существующая индустрия Голливуду, и, наверное, это равная индустрия Голливуду.
Долин: И в том числе финансово она
существует прекрасно, да?
Дыховичная: Совершенно верно.
Долин: Все эти фильмы снимаются за
небольшие деньги, и уж их-то они окупают сполна.
Дыховичная: Да, и благодаря
"Сандэнсу" у этих фильмов появляется вообще возможность проката и
возможность доступа такого к широкой аудитории. Ну, точно Роберта Редфорда же
знают наши зрители, наши слушатели.
Долин: Редфорда знают. Именно он
основатель, ну он был героем, имя которого дало название всему этому
предприятию, институту и фестивалю, и он директор до сих пор.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью