Интервью Софья Троценко: изменения - возможность движения к новому
Персоны
В последнее время
Центр современного искусства "Винзавод" стал модным местом. На
территории бывшего завода виноградных вин работают несколько известных галерей.
Выставки и проекты "Винзавода" пользуются огромной популярностью. Об
этом культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий
Заславский беседовал с создателем Центра современного
искусства "Винзавод" Софьей Троценко.
Заславский:
В студии Григорий Заславский, добрый
день. Я с удовольствием представляю сегодняшнюю гостью. Это Софья Троценко -
создатель Центра современного искусства "Винзавод". Софья, добрый
день.
Троценко: Добрый день.
Заславский: Начать я хотел бы с того, что
происходит на "Винзаводе", потому что кадровые перемены. Хотя на этой
неделе и открылась очередная выставка "Тоталитарная архитектура"
Михаила Розанова, и все вроде бы по-прежнему, и проект СТАРТ работает винзаводовский,
но тем не менее, уволился один человек, и все ждут, кто будет новым директором.
А на самом деле будет этот новый директор или нет, тоже не известно. Вообще что
это означает? Что "Винзавод" сворачивает свою работу или нет?
Троценко: Нет, конечно. Ну, вы знаете, штатные
изменения, они присущи любой - и крупной, и малой организации. С моей точки
зрения, любые изменения - это возможность движения к новому. К лучшему или к
худшему, естественно, будет зависеть во многом от нас. Но никаких тотальных
изменений, которые могли бы привести к изменению как бы в свете культуры, на
"Винзаводе" мы не планируем делать.
Заславский: Но можно было предположить,
что в свою время, когда вы уходили, так вплотную занимались какими-то
серьезными делами в Министерстве культуры как советник министра, это были и
вопросы детского художественного, профессионального такого обучения,
дополнительного образования.
Троценко: Дополнительным образованием,
да.
Заславский: Многие решили, что теперь вы
возвращаетесь на "Винзавод" и будете целиком снова вплотную
заниматься всеми его вопросами.
Троценко: Вы знаете, ну, во-первых, я
никогда не уходила. Я как была создателе "Винзавода" и
президентом Фонд поддержки современного российского искусства, так я им и
остаюсь. Вопрос в том, что у нас в разное время были разные форматы, а у нас
начиналось все, когда мы только формировали политику деятельности
"Винзавода" и открывались, нашим первым арт-директором и единственным
арт-директором, потому что в дальнейшем этого не было, был Николай Палащенко, который
во многом и повлиял на то, как "Винзавод" работал. Потом был директор
выставочных программ. Эта должность, в зависимости от того, в какую сторону
двигался "Винзавод" и что на тот момент было актуально для нас и для
нашей аудитории, называлась по-разному. Но это были всегда люди, которые
отвечали не вообще за политику "Винзавода" и за его административную
часть, а люди, которые отвечали за содержательную часть. Мы с самого начала
понимали, что мы не хотим иметь субъективные оценки и картины, которые мы будем
демонстрировать нашей аудитории, поэтому у нас в штате никогда не было
куратора, а всегда был совет "Винзавода", который принимал решения по
тому, какие проекты мы реализуем. Я думаю, что сейчас мы попробуем новый
формат, по крайней мере это то, к чему я склоняюсь сегодня, мы будем
работать с разными внешними кураторами, которые будут предлагать различные
программы, которые "Винзавод" будет реализовывать как свои
выставочные программы и образовательные.
Заславский: Ну, собственно главная
выставочная программа - это выставка лучших фотографий.
Троценко: Это наши основные проекты
фонда. Ведь деятельность наша делится на две части. Первая - это наши основные
проекты, это собственно наша институциональная деятельность, наша политика. И
второе направление - это выставки, которыми, в общем-то, заняты наши основные
выставочные площади, я не имею в виду Галерея, а Цех Красного, Большое
Винохранилище, а Цех Белого занимает проект "Платформа", который,
естественно, тоже...
Заславский: Ну, когда фотографии, то он
занимает как раз...
Троценко: Да, этот тот не короткий
период, когда, в общем-то, да...
Заславский:
Кстати говоря, естественно поговорить и про Галерею, потому что когда год назад
вот эти вот три первые Галереи, ну первые не только на "Винзаводе",
но и вообще одни из первых российских галерей, заявили о том, что они меняют
формат своей деятельности, даже было такое ощущение, и это не только ощущение,
но и комментарии были на этот счет, что вообще сворачивается арт-рынок в
России, и даже ярмарка одна практически переформатировалась и даже закрылась. И
было ощущение, что действительно что-то такое может измениться в худшую
сторону, в том числе и для "Винзавода".
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью