Интервью Александр Прошкин: Вампилов создал вневременную матрицу
Персоны
Одной из самых ожидаемых и громких премьер 37-го
Московского международного кинофестиваля стал фильм Александра Прошкина
"Райские кущи". Эта лента представляет новую версию пьесы "Утиная
охота" Александра Вампилова, где главные роли сыграли Евгений Цыганов и
Чулпан Хаматова. Кинообозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин беседовал о новой картине с ее режиссёром - Александром Прошкиным.
Долин:
Здравствуйте, у микрофон Антон Долин. Сегодня наш гость - замечательный
кинорежиссер Александр Прошкин. Добрый день.
Прошкин: Добрый день.
Долин: Мы говорим о новом фильме
Александра Анатольевича, который, мне кажется, очень интересный и довольно
необычный для того, что мы знаем о режиссере Прошкине. Правда, мы знаем много
всего очень разного и видели его телевизионные работы, и фильмы, которые
выходили в большой прокат, включая самый знаменитый, наверное, хит - "Холодное
лето 53-го года". Сейчас идет речь о картине, которая называется
"Райские кущи". Давайте, может быть, с заголовка и начнем. Ну, ни для
кого не секрет то, что эта картина для тех, кто о фильме слышал, читал или
видел его, потому что картина являет собой новейшую версию легендарной пьесы
Александра Вампилова "Утиная охота". Почему и откуда возникли эти
"Райские кущи", и что вообще они значат?
Прошкин: Во-первых, я должен сознаться,
что я в данном случае абсолютный дебютант, потому что я практически первый раз
делаю картину о сегодняшнем дне. Я всегда снимаю о сегодняшнем дне через
историю, то есть картины исторические, там, я не знаю, "Холодное лето 53-го"
или, скажем, там "Живи и помни", там 45-й, 56-й год -
"Чудо", и прочее-прочее. Вот первый раз...
Долин: "Доктор Живаго".
Прошкин: "Доктор Живаго".
Долин: Я уж не говорю про "Михаила
Ломоносова".
Прошкин: "Ломоносов",
"Русский бунт", "Вавилов" - это все-таки от нас отстранено
временем. И это же, конечно, всегда все равно картины из сегодняшнего дня, из
взгляда сегодняшнего дня. И должен сказать, что я как бы уже привык к такому
мышлению.
Долин: А здесь у вас все ровно наоборот.
Прошкин: Да.
Долин: Потому что вы берете текст,
написанный в 67-м году, и переделываете его так, что эта дистанция, которая
могла бы быть теоретически, наоборот исчезает, и вы оказываетесь в сегодняшнем
дне. Вы и мы, и все зрители тоже.
Прошкин: Да. Вот, мне кажется, для меня,
когда мне предложили вот экранизировать "Утиную охоту", первое мое
было желание отказаться. Потому что, во-первых, существует фильм Мельникова,
который собрал замечательных совершенно актеров.
Долин: С Олегом Далем.
Прошкин: Да, с Олегом Далем, с Леоновым,
которые как бы зафиксировали это время, и который, в общем-то, абсолютно
вампиловский по всем интонациям, по всем диалогам. Там сохранена пьеса во всей
ее конструкции. И мне казалось, что сейчас вот снимать "Утиную
охоту", так сказать, по оригиналу - это будет очередная картина про то,
какая была ужасная советская власть, как она всем, значит, там мешала жить,
душила и крушила. Таких фильмов...
Долин: Или наоборот: какая была
прекрасная эпоха. Потому что даже в самых грустных историях иногда вот эта вот
уютность советской эпохи сконструированная проявляется, сегодня мы это видим
довольно часто.
Прошкин: Ну, мне кажется, что это
заболевание.
Долин: Может быть.
Прошкин: Да. Я как бы, так сказать, этой
эпидемии не коснулся. Я довольно много сделал в своей жизни, чтобы рассказать
правду о том времени. Вот. И когда, значит, мы попытались с Александром
Родионовым, драматургом, переносить это в сегодняшний день... Ну, во-первых,
почему я пригласил Родионова?
Долин: Наверное, потому, что он один из
лучших современных сценаристов. Я скажу для наших слушателей, не все, может
быть, сразу имя сценариста, к сожалению, запоминают. Это человек, который писал
сценарии для Валерии Гай-Германики, для ее полнометражных фильмов.
Прошкин: Это сейчас он делает...
Хлебникову....
Долин: Для Бориса Хлебникова, и для кого
он только ни писал.
Прошкин: И в том числе мы с ним делали
"Живи и помни" по Распутину.
Долин: То есть он уже тоже брал
классический знаменитый текст. И хотя он его не осовременивал, он его переделывал
для кино. И, по-моему, замечательно это сделал.
Прошкин:
Да, да. Вы понимаете, помимо всего прочего, у него есть, вот как сказать,
абсолютный слух. А все-таки другое время - по-другому говорят, понимаете, уже
другой какой-то диалог. Я его очень люблю и как личность, и как творческого
человека. Поэтому для меня было принципиально, чтобы в этом участвовал, скажем,
там сценарист, в два раза меня моложе, чтобы он, конечно, был острее меня и
чувствовал сегодняшний день. И вот с этим условием, что мы это все
перенесем в сегодняшний день и найдем того Зилова, который и есть
сегодняшний Зилов. Дело в том, что Вампилов, конечно, выдающийся драматург, но там что-то даже есть больше этого,
понимаете? Он создал, во всяком случае этой пьесой, какую-то матрицу, которой,
накладывая на любое время, вы проявляете вот это время и проявляете доминантные
характеры этого времени.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью