Былое и нравы НЭП: шаг вперед и два назад
Персоны
Что изменил НЭП в жизни советских граждан? Об этом
исторический обозреватель Андрей Светенко беседовал с доктором
исторических наук, профессором Игорем Орловым в программе "Былое и
нравы" на радио "Вести ФМ".
Светенко:
Сегодня мы поговорим о НЭПе. Новая экономическая политика - понятие, оно, так
сказать, для советской истории такое очень твердое и устойчивое, с точки зрения
социальных аспектов, там политических обстоятельств его введения, упразднения,
в общем-то, все изучено и говорено. А вот в масштабе таком или преломлении
житейском, жизни бытовой, изменения нравов, и как это, в общем, отчасти
напрашивается даже уже сразу, так сказать, надежда на то, что что-то такое
здесь похожее на то, что происходит сейчас. Интересно будет в этом убедиться,
так это или не так. Мы поговорим на эту тему с гостем нашим сегодняшним -
доктором исторических наук, профессором Игорем Орловым. Игорь Борисович,
приветствую вас.
Орлов: Здравствуйте.
Светенко: Ну вот действительно, что сразу
вспоминается? НЭП - шаг вперед и два назад, в ритме вальса, вынужденное
отступление, в общем-то "через не хочу". Вот потом поколение
советских людей учили этот период как какое-то вынужденное отступление. Но при
этом не скрывалось, что как раз отступление было вызвано необходимостью
воссоздать какие-то основы нормальной жизни, появились продукты там, строго
говоря, от экстремизма первых революционных лет, от экстрема с военным
коммунизмом, тотальным обобществлением и прочим-прочим отказались. Но была ли
ситуация тогда воспринята вот общественным сознанием так, что, в общем, прошла
революция - и бог с ней, так сказать, закончилась, вот на долгие, на
относительно долгие времена установилось что-то новое. И тогда получается, что
просто в жизни, в нравах начали возрождаться дореволюционные какие-то
основания, да? И тогда получается, что вот это-то как раз и самое страшное для
большевиков, что, так сказать, вот более умелая политика экономическая такая,
значит, которая позволяет и рынок наполнить, и, так сказать, чтобы на столе
что-то было людей, и чтобы, как Бухарин говорил, "давайте снимать пенки с
этого крестьянина, который тароватый и у которого хозяйство не лежачее, а
производительное", то тогда это самое страшное, для чего тогда революцию
затевали, чтобы это все вернулось, хотя бы, так сказать, на три четверти или
наполовину из того, что было до революции?
Орлов: Что касается массового сознания
периода НЭПа, оно мозаичное. Мы понимаем, что еще не сменилось то поколение,
которое жило при царе-батюшке, то, которое прошло через Первую мировую войну,
через гражданскую войну, это, в общем, многоэтажная такая конструкция. А Ленин
вообще, когда писал о НЭПе, он вообще называл, сначала это была аббревиатура
НЭПО, это потом уже внедрилось НЭП, без буквы "О", Ленин писал в
одной из своих работ, что скорее это СЭПО, то есть старая экономическая
политика. Ну, термин, понятно, не прижился.
Светенко: Ну, по смыслу-то она не новая
как раз, а старая, да.
Орлов: Старая, да. Проблема в том, что на
НЭП, на введение НЭПа влияла не только внутренняя политика. Как сказал Бухарин,
"мы имеем диктатуру пролетариата без пролетариата", на миллион
рабочих - полтора миллиона управленцев за годы военного коммунизма. Но главное
другое. Закончилась гражданская война, нужно было переходить к ситуации
гражданского мира, условно говоря, а не получилось наскоком мировая революция.
То есть у меня такое ощущение внутреннее (при том, что я много читал, писал по
этому поводу, и докторская моя по новой экономической политике), но я могу
сказать одно: ощущение такое, что самым весомым фактором перехода к новой
экономической политике было не только и не столько крестьянского движения (хотя
это была страшная вещь на самом-то деле - массовое крестьянское движение против
военного коммунизма), сколько, так сказать, разочарование в том, что мировую
революцию не получилось осуществить наскоком.