Былое и нравы Переделкино: анекдотичные и другие истории из жизни писателей
Персоны
Как жили в СССР "избранные" – творческая интеллигенция, а именно писатели? Почему Переделкино оказалось очень неудачным местом при создании идеального поселения для творчества? И как так получилось, что задумывали 90 построек, но нашли денег только на 30? Невыдуманные истории.
СВЕТЕНКО: Это "Былое и нравы". Здравствуйте, с вами Андрей Светенко. Продолжим разговор о советском прошлом, о тех временах, в которых на слуху были в первую очередь имена не только передовиков производства, но имена людей и творческих: писателей, художников, деятелей искусства. И очень много повышенного, я бы даже сказал, интереса я наблюдаю по некоторым признакам и сейчас к тем временам через вот интересы к бытовым аспектам, каким-то сюжетам, может быть, порой даже анекдотического свойства, связанные с жизнью творческой интеллигенции. Тут, правда, на первом месте стоят актеры, артисты, люди, значит, выдумщики и фантазеры. А мы сегодня с нашим экспертом, знатоком жизни и быта советского периода Александром Васькиным… Александр Анатольевич, приветствую вас.
ВАСЬКИН: Здравствуйте.
СВЕТЕНКО: Попробуем окунуться в уходящую летнюю натуру, продолжая разговор и о дачах, и о Переделкинe, как я догадываюсь, в первую очередь. И для начала ответьте, пожалуйста, почему интерес к такому аспекту жизни, в котором даже не важно в первую очередь что писали писатели, и каков был их продукт на выходе от их деятельности, а именно вот бытовые аспекты и детали этой жизни, которой большинство советских людей все-таки не жило, а интерес к этому есть.
ВАСЬКИН: Я думаю, что как раз по этой причине, что большинство советских людей жило другой жизнью, и поэтому есть интерес к тому, как существовали избранные. А действительно, это ведь очень тонкая прослойка была в советском обществе, я имею в виду творческую, ну и еще так же научную интеллигенцию, и потому интересно. Интересно, как они выходили из положения в таких же жизненных ситуациях, которые были там у простых советских людей, рабочих и крестьян, как в это время чувствовали себя писатели, художники, композиторы. И ведь это еще и показывает социальный срез советского общества, его развитие. Вот, например, Переделкино, ведь оно очень давно возникло – еще в 1933-м году было принято постановление Совнаркома об учреждении городка писателей. И есть такая интересная версия, главная версия происхождения этого городка – разговор Сталина и Горького. Дескать, Сталин поинтересовался у Алексея Максимовича: а как живут писатели за границей? И Горький сказал, что живут они хорошо, в основном живут за городом в отдельных домах. И тогда Иосиф Виссарионович распорядился: а давайте-как и у нас создадим вот подобные же условия, чтобы наши советские писатели могли создавать произведения, достойные своей героической эпохи. Но, знаете, как говорится, скоро только сказка сказывалась. Потому что недаром Переделкино – переделывают. Причем, переделывают не только свои произведения, чем и славились очень многие деятели искусства в советское время, ну и мы знаем: и цензура существовала, которая способствовала бесконечным переделкам. Настолько неудачным оказалось место, выбранное для вот этого первого писательского городка: болота, половина дач оказалось на болотах. И вот у меня есть удивительное письмо Мариэтты Шагинян, это очень живое свидетельство той эпохи. Шагинян жалуется Вячеславу Молотову – председателю Совнаркома, и она описывает, в каких условиях эти счастливчики оказались. А почему счастливчики? Дело в том, что первоначально планировалось построить около 90 писательских домов. В результате денег хватило на 30. Конечно, им все завидовали...
Слушайте в аудиофайле!