Былое и нравы Карты в руки: как прожигали деньги в эпоху Пушкина
Персоны
О чем нам рассказывает "Пиковая дама" Пушкина. Проанализируем игры на деньги, в частности, карточные. Какой быт встает перед нами?
СВЕТЕНКО: Это "Былое и нравы". С вами Андрей Светенко, здравствуйте. Вот считали мы тут в предыдущих программах деньги в чужих карманах, начиная с 18-го века, вместе с нашим экспертом Александром Ломкиным. И как-то вслед за этим выплывает тема, а как от этих денег избавлялись, как их прожигали, тратили? Короче, ну, в общем, что-то из разряда "Карты, деньги, два ствола". Кстати, очень подходит для названия произведения Александра Сергеевича Пушкина. Я обращаю этот вопрос уже к нашему гостю. Вы догадались, что с нами Александр Викторович Ломкин. Приветствую вас.
ЛОМКИН: Здравствуйте.
СВЕТЕНКО: Так вот получается, что я тогда раскрою эту скобку – настоящее название "Пиковая дама".
ЛОМКИН: Да, "Пиковая дама". И вообще все, что связано с игрой и денежными знаками вокруг этой игры. Ну что ж, если мы отталкиваемся от этого пушкинского сочинения, я думаю, можно в качестве своеобразного эпиграфа использовать одну пушкинскую строфу, она в несколько измененном варианте представлена в "Евгении Онегине", но возьму такой черновой вариант, собственно по Александру Сергеевичу, по Пушкину:
Страсть к банку! ни дары свободы,
Ни Феб, ни слава, ни пиры
Не отвлекли б в минувши годы
Меня от карточной игры;
Задумчивый, всю ночь до света
Бывал готов я в прежни лета
Допрашивать судьбы завет:
Налево ляжет ли валет?
Уж раздавался звон обеден,
Среди разорванных колод
Дремал усталый банкомет.
А я, нахмурен, бодр и бледен,
Надежды полн, закрыв глаза,
Гнул угол третьего туза.
(ну, в изначальном варианте "пускал на третьего туза").
СВЕТЕНКО: Ой, тут очень много можно объяснять, да.
ЛОМКИН: Да, здесь соответственно возникает четкая параллель с "Пиковой дамой". Здесь, конечно, надо понимать, что Пушкин имел в виду. Что значит "допрашивать судьбы завет", что такое "налево ль выпадет валет". Почему налево, а почему не направо? Кто такой "банкомет усталый", почему он "дремал среди разбросанных колод", и почему они разбросанные колоды? Ну и что в конце концов такое значит вот "гнуть угол туза", в данном случае у карты.
СВЕТЕНКО: Так вот объясните все это, да?
ЛОМКИН: Ну, постараюсь. Вопросов здесь действительно очень много. С чего начнем, Андрей Сергеевич?
СВЕТЕНКО: Ну, вам карты в руки в данном случае.
ЛОМКИН: А, карты…
СВЕТЕНКО: Спасибо, что предоставили мне возможность скаламбурить, да.
ЛОМКИН: Ну, в таком случае радиошкола запрещенных карточных игр…
СВЕТЕНКО: Открывается, да?
ЛОМКИН: Да, открывается. Значит, уважаемые радиослушатели, возьмите в руки колоду карт.
СВЕТЕНКО: Не забывая при этом, что Пушкин – это наше всё.
ЛОМКИН: Да, мы исключительно ради Пушкина, ничего другого ради. Ну, кстати, что касается "Евгения Онегина" у Пушкина. Вот мы в течение предыдущих двух передач говорили об ассигнациях, то есть о денежных знаках, которые в ту пору обращались в Российской империи. Поскольку известно, что "Евгений Онегин" – это энциклопедия русской жизни, думаю, любопытно будет заметить, что вот, например, в этой энциклопедии русской жизни у Пушкина ассигнации не упоминаются ни разу. Вообще там вопрос денег отставлен куда-то на очень дальний план. Показательная, кстати говоря, черта. Почему? Потому что вопрос "Пушкин и деньги" крайне интересен. Для Пушкина вопрос денег, жизни в быту, в его собственной жизни никогда не был последним, а тут вот, так сказать, в самом великом его произведении этот вопрос где-то на задворках. Ну, мы сейчас говорим немножко не об этом, мы говорим о "Пиковой даме" и рассматриваем ее, естественно, с точки зрения экономической истории, что она нам может в этом плане, эта повесть небольшая, рассказать, и в плане "Былого и нравы"...
Слушайте в аудиофайле!