Былое и нравы Курортный роман в СССР – интереснейшая тема
Персоны
О каких курортных романах можно говорить, если в Советском Союзе "секса не было"? Почему подобное "общественное явление" вообще возникало? Только ли это побег от повседневности? Обсуждаем и стараемся держать себя в рамках.
СВЕТЕНКО: Это "Былое и нравы". Здравствуйте, с вами Андрей Светенко. Несмотря ни на что вот хочется жить и развиваться, развлекаться, искать приключений, завязывать новые знакомства. Короче, сегодня тема – курортный роман. Такое явление советской и, догадываюсь, досоветской жизни. Тема, конечно, щекотливая, и будем держать себя в рамках вместе с нашим экспертом Александром Васькиным – писателем и знатоком быта, нравов и жизни повседневной российского народа. Александр Анатольевич, приветствую вас.
ВАСЬКИН: Здравствуйте.
СВЕТЕНКО: Ну вот сразу ханжам ответим, которые нам скажут, что в Советском Союзе и секса-то вообще не было, какие уж тут курортные романы, и тут масса примеров есть, чем отбиться, как в карточной игре. Но, наверное, может быть, и копнем глубже, значит, какие-то классические времена, а потом уже выйдем на просторы, значит, курортных романов советского времени.
ВАСЬКИН: Ну, конечно, конечно. Обратимся к ярким примерам из великой русской литературы. Ну достаточно вспомнить Ивана Сергеевича Тургенева с его "Вешними водами" или Лермонтова – "Герой нашего времени".
СВЕТЕНКО: Ой, Александр Анатольевич, у Тургенева все настолько стерильно. Я забыл, кто из великих эту фразу бросил, эту ремарочку, замечание, что там, значит, все вокруг да около, и только на 64-й странице первый робкий поцелуй, значит. Поэтому это всё давно и неправда.
ВАСЬКИН: Ну, тогда мы можем, конечно, вспомнить Антона Павловича Чехова – "Дама с собачкой". Вот откуда советские люди могли почерпнуть, так сказать, информацию.
СВЕТЕНКО: Да, и фильм 60-го года, где Баталов и Ия Савина играют, конечно, это тоже оживляло во многом картинку.
ВАСЬКИН: Конечно. И вообще у Антона Павловича есть замечательный рассказ "Длинный язык", когда некая дама едет на курорт, а потом подробно рассказывает своему мужу, как замечательно она там провела время. Это интереснейшая тема, она была основой для создания и рассказов, и романов, повестей для русских писателей. Все это считалось, в общем-то, нормой, так бы я сказал, говоря о курортных романах.
СВЕТЕНКО: Ну, мы не будем подводить какие- то статистические основания в наш разговор, тут важнее социо-культурное явление определить, как общество само к этому относилось, да и сами участники событий это воспринимали. И тут возникает ключевой вопрос: почему, зачем? Вот от пресной жизни обычной отвлечься? Условия же должны быть. Вот если опираться на приведенный конкретный пример с "Дамой с собачкой", значит, ситуация в Крыму, это вообще начало вот этого явления курортного – конец 19-го века, когда люди куда-то далеко и, в общем-то, надолго могли уезжать. И все это было с учетом времени – условия комфорта и прочее-прочее, значит, организовано достаточно слабо, если говорить о более-менее массовом участии, значит. Ну о туризме мы еще не говорим, у нас этот разговор большой еще впереди, в другой программе. Но, в общем-то, что в данном-то случае Чехов выводит от главного героя мораль, что он не может вот эту свою повседневность преодолеть, тянется вроде бы к персонажу, которого играет Ия Савина, но они боятся, боятся вот этого. У Чехова все, значит, под знаком того, что человек – раб обстоятельств. Раб обстоятельств, даже если он хочет из них вырваться и дает пример. Вот у многих это гораздо проще, все, значит, элементарнее, все, так сказать, записано, как счет в ресторане...
Слушайте в аудиофайле!