Былое и нравы Человек играл всегда: история азартных игр

11 сентября 2021, 01:05

Персоны

Азартные игры и борьба с ними в историческом разрезе.

СВЕТЕНКО: Это "Былое и нравы". Здравствуйте, с вами Андрей Светенко. Вот интересный вопрос: вот нравы меняются или наоборот неизменны? Если основы морали и нравственности неизменны, незыблемы, то все остальное – это просто падение нравов и соответственно борьба с этим? Вот об этом мы поговорим на примере такой слабости человечества, известной с древности, как азартные игры. Наш собеседник – Александр Ломкин, доцент МГУ. Александр Викторович, приветствую вас.

ЛОМКИН: Здравствуйте.

СВЕТЕНКО: Все действительно старо, как мир. И все излишества, грехи и прочие гадости человечество испытало и апробировало еще в древности. Так что вот с чего начнем?

ЛОМКИН: Давайте с древности и начнем. Вообще история повреждения нравов и борьбы властей с этим повреждением нравов, она вообще весьма специфична и своеобразна. Значит, действительно можно отдельно писать историю нравов как таковых, историю социальных отношений. Вот в этом плане сквозь призму тяготения человека к азарту, к азартным играм вообще можно рассматривать действительно и историю нравов как таковых, историю их повреждений, и, может быть, даже какую-то такую социально-политическую историю. Потому что здесь все собирается в одну точку, как в фокусе в линзе. Но если мы продолжаем наш разговор об азартных играх, который не так давно начали, то можно сказать, что, видимо, человечество играло всегда. Видимо, эта страсть человечеству присуща. Трудно сказать, видимо, когда это все началось. Во всяком случае такую, безусловно, азартную игру, как игру в кости (на Руси еще называли Зернь, немножечко это все-таки разное, но все равно), ее знали еще в античности. В эту игру играли древние греки, от них она перешла к римлянам. Причем, что интересно, древние греки не видели в этой игре ничего предосудительного, скорее даже наоборот считали, что эта игра угодна богам.

СВЕТЕНКО: Так игра в кубики, все детские настольные игры на ней построены. Тут дело-то в том, как к этому относиться и играть на интерес, и в этом смысле тоже удивляться вроде как нечему. Поэтому, что называется, вот как из зала кричат, подробности, детали. О чем же мы будем говорить – о каких-то документах, о какой-то письменной традиции со стороны властей, но продвигаясь все-таки к истории нашего государства.

ЛОМКИН: Да. В первую очередь, конечно, здесь надо вот как, наверное, определить тему. Потому что поначалу с повреждением нравов начинает бороться церковь, и это не только в России, а потом постепенно вот эта вот борьба из плоскости сугубо религиозной потихонечку перерастает или трансформируется в борьбу уже на основе уголовного законодательства. Вот здесь вот интересно посмотреть, где сопрягаются социальные, нравственные, экономические и юридические моменту. Пожалуй, началом всей этой истории, наверное, следует считать начало борьбы христианства с азартными играми. Пожалуй, по всей видимости, отсчет следует вести от 6-го Вселенского, он же Третий Константинопольский собор, который проходил с ноября 680-го года по сентябрь 681-го года, то есть это вообще VII век. Интересно это мероприятие тем, что там были приняты обширные правила, которые на долгие годы, на столетия вообще определили и меру наказания за определенные преступления, и преступления как таковые, и систему поведения человека, как церковнослужителя, так и мирянина.

Слушайте в аудиофайле!

Былое и нравы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация