Былое и нравы Вагон-ресторан – отражение советских реалий
Персоны
"Какое диетическое за рубль?" Вагон-ресторан как социокультурное явление. Дорого и невкусно – обычная ситуация? Люди приходят в вагон-ресторан – не только поесть. Плюсы и недостатки…
СВЕТЕНКО: Это "Былое и нравы". Здравствуйте, с вами Андрей Светенко. Сегодня мы поговорим вот о чем. Компания "Российские железные дороги" планирует убрать вагоны-рестораны, оставив их только в туристических и фирменных поездах. Вагон-ресторан воспринимается как нечто дорогостоящее, место мало, дорого, какие-то альтернативы предлагаются, значит, через сеть, может быть, вагонов-буфетов. Но вот это вот социокультурное явление, которое из себя представляет вагон-ресторан, и каждый, хоть раз-то в жизни совершавший длительную поездку по железной дороге, наверное, не понаслышке знает, что такое вагон-ресторан. Вот в этом вот ключе и обсудим эту тему с историком повседневности Александром Васькиным. Александр Анатольевич, приветствую вас.
ВАСЬКИН: Здравствуйте.
СВЕТЕНКО: Я вот что вспомнил, вот фильм "Вокзал для двоих", да?
ВАСЬКИН: Ну да.
СВЕТЕНКО: Ведь там с чего все начинается? Поезд дальнего следования совершает остановку ну в каком-то достаточно крупном населенном пункте, вокзал, привокзальный ресторан. И вдруг, значит, люди из этого поезда в известном, так сказать, существенном количестве, торопясь очевидным образом, выбегают и бегут в этот ресторан, в тот момент пустой. И оказывается, что это такая форма обслуживания пассажиров, значит, 20 минут – достаточно долгая остановка, за это время можно щец, значит, похлебать, быстро расплатиться, и снова сесть и дальше поехать. Но это же означает, что в самом поезде вагона-ресторана нет. И тут я припоминаю, что такая новация, такая попытка, значит, решить проблему за счет питания, организации питания пассажиров на крупных станциях имела место, и вот это прямой, значит, эпиграф к нашему сегодняшнему разговору.
ВАСЬКИН: Да, совершенно верно. Это, наверное, единственный фильм, где мы видим такую форму общественного питания, скажем так.
СВЕТЕНКО: Значит, или это Эльдар Рязанов все придумал.
ВАСЬКИН: Эльдар Александрович. Нет, но мы тут ведь не договорили. Эльдар Рязанов, он вообще так был ниспровергателем, бичевателем пороков советской повседневности. И вы посмотрите, что говорят пассажиры, да? Что это есть невозможно. Скандал же возникает, на каком фоне вот все это, почему так еще настроена официантка в исполнении, отрицательно настроена, в исполнении Людмилы Гурченко, что ей говорят, что ей надо слушать, понимаете? Вот приходится выслушивать претензии, хотя готовит не она. Там и холодное, и диетического нет. Ведь герой Олега Басилашвили попросил диетическое что-нибудь, но ему говорят: какое диетическое за рубль, да? Момент интересный. То есть, с одной стороны, это забота о пассажирах, чтобы им не переплачивать, потому что вагон-ресторан – там есть ресторанная наценка. Пожалуйста, вы можете за рубль с лишним комплексный обед.
СВЕТЕНКО: А я почему-то решил, что речь идет о том, что в самом поезде вагона-ресторана нет вообще. Потому что это не просто инициатива персонажа, которого играет Басилашвили, это понятно, что это какая-то схема, это какой-то проект, это какая-то опция, как сейчас говорят, что можно вот это получить комплексный обед за рубль 20 на этой станции, и в поезде наверняка об этом сообщения, так сказать, передаются. И вот, значит, какое-то количество людей на это клюет. Другое дело, что тут возникает, что это халтура, это ресторану не выгодно, они на этом не заработают, чаевых не дают. И это все, так сказать, советская изнанка, значит, этого сердитого и не обязательного сервиса, она, значит, дает знать о себе. Но суть в том, что вот питание в дороге, значит, через что? вагон-ресторан – это вот символ реализации этого права на питание.
ВАСЬКИН: Но вместе с тем, конечно, там было дороговато. Но вы знаете, вот почему-то постоянно критиковалась работа вагонов-ресторанов в Советском Союзе.
Слушайте в аудиофайле!