Интервью "Зоология" – больше чем просто выросший женский хвост

20 ноября 2016, 22:17

Персоны

В прокат выходит новый фильм Ивана Твердовского "Зоология". Картина удостоена уже  многих европейских призов. О картине кинообозреватель Антон Долин беседует с создателем "Зоологии" Иваном Твердовским в эфире радио "Вести ФМ".

Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня мы будем говорить об одной из самых обсуждаемых ярких премьер этого года и недели, и месяца. Речь идет о фильме "Зоология". Это картина, которая впервые была показана в России, в Сочи, на фестивале "Кинотавр" этим летом, получила там приз "За лучшую женскую роль" для Натальи Павленковой. После этого фильм проехал ну более-менее по всему миру, собрал несколько фестивальных призов. Об этом мы будем сейчас говорить с создателем картины и сценаристом, и режиссером Иваном Твердовским. Ваня, привет.

Твердовский: Добрый день.

Долин: Ну и, наверное, уже никак не скроешь, тем более, что это и на плакате красуется, что фильм "Зоология" - это фильм про женщину, у которой вырос хвост.

Твердовский: Да.

Долин: Давай начнем с базисного вопроса: как такая дикая идея пришла тебе в голову? Если, конечно, ты не почерпнул ее из своего реального опыта.

Твердовский: Да, так получилось на самом деле. Потому что вот чем интересен вообще художественный мир кинематографа? Тем, что можно придумать любую какую-то такую совершенно абсурдную вещь и превратить ее в настоящий документальный фильм. История возникла собственно, когда мы сидели и обсуждали, что происходит в мире, в стране, в обществе вообще, искали какую-то некую метафору. И вдруг такое родилось какое-то совершенно абсурдное, что у женщины вырос хвост, и вот она пошла в районную поликлинику. И все начали сразу просто падать, потому что все поняли, что это вскроет, конечно, многие вопросы.

Долин: Или скроет многие вопросы наоборот.

Твердовский: Или скроет.

Долин: Потому что многие за этим хвостом не желают видеть ничего другого, потому что сам факт выросшего хвоста слишком их скандализирует.

Твердовский: Это правда, да. В какой-то момент я даже понимаю, что большая часть вообще зрителей, в зале которые сидят, они вот как, не знаю там, домашние животные за сладким каким-то печеньем следят, вот они так же абсолютно следят за этим хвостом. Но хотелось, конечно, немножко больше сказать в этом фильме, чем просто про такой факт, что у женщины вырос хвост. На самом деле, если зрители посмотрят кино, они поймут, что он вскрывает все проблемы в обществе сегодня, и не только в российском, как мне кажется, и это такой интересный момент, конечно.

Долин: Ну, хорошо. Но какой-то генезис же был у этой дикой идеи? Или это как у Кафки, да? Грегор Замза однажды проснулся и обнаружил у себя в постели, что он превратился в огромное насекомое.

Твердовский: Конечно, мы смотрели. Наш как бы редактор, креативный продюсер, она предложила мне посмотреть один мультфильм, "Почему банан огрызается" он называется. Это был очень такой авторский маленький короткометражный мультик, который объездил какие-то фестивали. И, значит, тут же всплыл Гоголь с "Носом", и тут уже начали какие-то появляться разные-разные-разные другие референсы, но это все давало просто какую-то такую почву для самой метафоры. Сама история возникла, когда появилась актриса Наталья Павленкова, для которой этот сценарий писался сразу, и вообще которую я себе фантазировал, в общем, представлял, что с ней может произойти, имея факт такого хвоста, и меня это как-то так вот вообще заводило на эту историю.

Долин: То, что происходит в твоем фильме, оно же довольно необычное, даже не с точки зрения хвоста, забудем о нем на время, попробуем, а с точки зрения выбора героини. Ты говоришь, что с нее все началось. Но фильм, рассказывающий о женщине немолодой, не вошедшей еще в такое уютное амплуа старушки злобной или доброй, или какой-нибудь такой пожилой дамы. То есть это такое промежуточное состояние, когда вызываешь ты у окружающих в основном раздражение, когда тебя саму раздражает практически все, когда работа не приносит радости, если нету сексуального партнера (а у героини фильма Наташи его нету, она живет вдвоем с мамой), то жизнь, она со стороны кажется адом. При том, что, наверное, она сама-то жизнь свою как ад не осмысляет, она слишком давно и крепко в этом всем живет для того, чтобы еще и ужасаться, для того, чтобы испытывать сильные эмоции. Вот мне кажется, что сам выбор такой героини в каком-то смысле это более рискованная штука, чем решение рассказать историю о человеке с хвостом.

Твердовский: Ну здесь просто так все одно с другим и с третьим совместилось, и уже пошло-поехало, что совершенно ушел такой фактор, который мне изначально нравился, что в российском кино вообще потеряна женщина как некая героиня фильма.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация