Интервью "Зоология" – больше чем просто выросший женский хвост
Персоны
В
прокат выходит новый фильм Ивана Твердовского "Зоология". Картина удостоена
уже многих европейских призов. О картине
кинообозреватель Антон Долин беседует с создателем
"Зоологии" Иваном Твердовским в эфире радио "Вести
ФМ".
Долин:
Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня мы будем говорить об одной из
самых обсуждаемых ярких премьер этого года и недели, и месяца. Речь идет о
фильме "Зоология". Это картина, которая впервые была показана в России,
в Сочи, на фестивале "Кинотавр" этим летом, получила там приз
"За лучшую женскую роль" для Натальи Павленковой. После этого фильм
проехал ну более-менее по всему миру, собрал несколько фестивальных призов. Об
этом мы будем сейчас говорить с создателем картины и сценаристом, и режиссером
Иваном Твердовским. Ваня, привет.
Твердовский:
Добрый день.
Долин:
Ну и, наверное, уже никак не скроешь, тем более, что это и на плакате
красуется, что фильм "Зоология" - это фильм про женщину, у которой
вырос хвост.
Твердовский:
Да.
Долин:
Давай начнем с базисного вопроса: как такая дикая идея пришла тебе в голову?
Если, конечно, ты не почерпнул ее из своего реального опыта.
Твердовский:
Да, так получилось на самом деле. Потому что вот чем интересен вообще
художественный мир кинематографа? Тем, что можно придумать любую какую-то такую
совершенно абсурдную вещь и превратить ее в настоящий документальный фильм.
История возникла собственно, когда мы сидели и обсуждали, что происходит в
мире, в стране, в обществе вообще, искали какую-то некую метафору. И вдруг
такое родилось какое-то совершенно абсурдное, что у женщины вырос хвост, и вот
она пошла в районную поликлинику. И все начали сразу просто падать, потому что
все поняли, что это вскроет, конечно, многие вопросы.
Долин:
Или скроет многие вопросы наоборот.
Твердовский:
Или скроет.
Долин:
Потому что многие за этим хвостом не желают видеть ничего другого, потому что
сам факт выросшего хвоста слишком их скандализирует.
Твердовский:
Это правда, да. В какой-то момент я даже понимаю, что большая часть вообще
зрителей, в зале которые сидят, они вот как, не знаю там, домашние животные за
сладким каким-то печеньем следят, вот они так же абсолютно следят за этим
хвостом. Но хотелось, конечно, немножко больше сказать в этом фильме, чем
просто про такой факт, что у женщины вырос хвост. На самом деле, если зрители
посмотрят кино, они поймут, что он вскрывает все проблемы в обществе сегодня, и
не только в российском, как мне кажется, и это такой интересный момент,
конечно.
Долин:
Ну, хорошо. Но какой-то генезис же был у этой дикой идеи? Или это как у Кафки,
да? Грегор Замза однажды проснулся и обнаружил у себя в постели, что он
превратился в огромное насекомое.
Твердовский:
Конечно, мы смотрели. Наш как бы редактор, креативный продюсер, она предложила
мне посмотреть один мультфильм, "Почему банан огрызается" он
называется. Это был очень такой авторский маленький короткометражный мультик,
который объездил какие-то фестивали. И, значит, тут же всплыл Гоголь с
"Носом", и тут уже начали какие-то появляться разные-разные-разные
другие референсы, но это все давало просто какую-то такую почву для самой
метафоры. Сама история возникла, когда появилась актриса Наталья Павленкова,
для которой этот сценарий писался сразу, и вообще которую я себе фантазировал,
в общем, представлял, что с ней может произойти, имея факт такого хвоста, и
меня это как-то так вот вообще заводило на эту историю.
Долин:
То, что происходит в твоем фильме, оно же довольно необычное, даже не с точки
зрения хвоста, забудем о нем на время, попробуем, а с точки зрения выбора
героини. Ты говоришь, что с нее все началось. Но фильм, рассказывающий о
женщине немолодой, не вошедшей еще в такое уютное амплуа старушки злобной или
доброй, или какой-нибудь такой пожилой дамы. То есть это такое промежуточное
состояние, когда вызываешь ты у окружающих в основном раздражение, когда тебя
саму раздражает практически все, когда работа не приносит радости, если нету
сексуального партнера (а у героини фильма Наташи его нету, она живет вдвоем с
мамой), то жизнь, она со стороны кажется адом. При том, что, наверное, она
сама-то жизнь свою как ад не осмысляет, она слишком давно и крепко в этом всем
живет для того, чтобы еще и ужасаться, для того, чтобы испытывать сильные
эмоции. Вот мне кажется, что сам выбор такой героини в каком-то смысле это
более рискованная штука, чем решение рассказать историю о человеке с хвостом.
Твердовский:
Ну здесь просто так все одно с другим и с третьим совместилось, и уже
пошло-поехало, что совершенно ушел такой фактор, который мне изначально
нравился, что в российском кино вообще потеряна женщина как некая героиня
фильма.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью