Картинка

Интервью Наставник - больше, чем учитель

6 февраля 2018, 20:35

Персоны

О форуме “Наставник” в эфире "Вестей ФМ" рассказывают генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева и председатель совета директоров  ПАО “Челябинский трубопрокатный завод" Андрей Комаров. Ведущий - Александр Андреев.

 

АНДРЕЕВ: Я бы хотел вас для начала спросить об исторической подоплеке вот этого движения, которое возрождается в нашей стране. В Советском Союзе же это было очень распространено, но началось это не в Советском Союзе!

ЧУПШЕВА: Я соглашусь с тем определением и тем примером, который вы привели, потому что наставник – это учитель в более широком смысле. И то, что, наверное, ассоциации у большинства наверняка возникнут со спортом, с культурой, с искусством, потому что именно в этих сферах вся отрасль образования построена на наставничестве. Что касается других сфер деятельности, может быть, неявно наставничество там применимо, однако это точно необходимо и в производстве, и в социальной сфере, и в образовании, такой запрос.

А если говорить об истории наставничества, мне кажется, можно уйти и в царскую Россию, и более ранний период – те же философы тоже своего рода наставники, они имели своих учителей, кто формировал их личность. В своем роде наставниками можно назвать всех родителей, потому что именно они закладывают какие-то ценности в своего ребенка и во многом влияют на тот путь, который он выбирает для себя.

В царской России наставничество широко применялось в дворянских семьях, была практика домашнего обучения. Но в то время наставниками, в основном, были выходцы из других стран: Германия, Швейцария. Если говорить о советском периоде, то государственной политикой было закреплено наставничество, была заслуженная награда "Наставник ВЛКСМ", "Заслуженный Наставник РСФСР". Сегодня задача переосмыслить наставничество, в каких сферах оно необходимо, какими компетенциями должен обладать наставник, кто это такой! И какой должна быть государственная политика относительно применения и поддержки наставников в нашей стране.

АНДРЕЕВ: Андрей Ильич, на вашем заводе ведь наставничество было с момента его основания еще в царской России. И сейчас вы эти традиции возрождаете и укрепляете!

КОМАРОВ: С 1732 года существует предприятие, входящее в группу ЧТПЗ – это Первоуральский металлургический завод, трубный. И, конечно же, когда Никита Демидов выбрал Свердловскую область для строительства своей первой домны на Урале, безусловно, никаких местных кадров для того, чтобы они работали на заводе, не существовало. Поэтому были привезены кадры из Центральной части России, с других заводов Демидова, которые, безусловно, методом наставничества и научили работать на этом предприятии людей, которые проживали в этой местности.

В советские годы это была прекрасно выстроенная система наставничества. В ней подразумевалось материальное вознаграждение. Наставники имели моральное поощрение и, безусловно, пользовались уважением среди коллектива. А также им помогало это расти в своей профессии. Но когда мы говорим про сегодняшний этап, особенно когда предприятия сталкиваются с такой проблемой, когда идет серьезная модернизация, как у нас произошла в 2011 году – мы вложили около 2 миллиардов долларов в свое оснащение, купили новое оборудование, запустили новое производство, и поняли, что на нем некому работать. Мы поняли, что система подготовки кадров среднего профессионального образования совершенно не соответствует уровню оснащенности и уровню той современной промышленности, которая у нас сегодня есть на предприятии, и мы поняли, что нам нужно идти, прежде всего, в эту сферу и модернизировать ее. Мы создали совместный проект со Свердловской областью на базе Первоуральского металлургического колледжа, построили современный образовательный центр. Взяли за основу немецкую систему дуального образования, вложили в этот проект больше 30 миллионов долларов, запустили его – уже ему 7 лет. И на каком-то этапе поняли, что у нас все равно существует какой-то разрыв между производством, системой образования, школой и последующей судьбой выпускника нашего колледжа. И мы поняли, что только система наставничества может связать всю эту цепочку воедино.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация