Интервью Александр Петлюра: я художник широкого профиля
Персоны
Гость студии радио "Вести ФМ" и Григория Заславского – художник и коллекционер Александр Петлюра.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. Мне кажется, что событие, которое случилось в Москве, когда с места, которое эта коллекция и этот когда-то замечательный кластер художественный занимал, пришлось эвакуироваться Александре Петлюре. И я приветствую вас, Александр, в этой студии, здравствуйте.
ПЕТЛЮРА: Добрый, можно сказать, день.
ЗАСЛАВСКИЙ: Я запнулся, не зная, как вас представить – коллекционер, арт-менеджер, художник в широком смысле этого слова. А вы как себя оцениваете?
ПЕТЛЮРА: Я называл себя всегда "художник широкого профиля".
ЗАСЛАВСКИЙ: Понятно.
ПЕТЛЮРА: Вот как бы разносторонним художником назовешься – ну смешно, а вот широкого профиля… Когда-то я называл себя дерматологом-художником, поскольку мне дали 122 метра, вместо забравшего моего скульптурного центра уже тогда академики дали 122 метра, которым я был счастлив и радовался абсолютно искренне.
ЗАСЛАВСКИЙ: У вас была ситуация во многом уникальная, потому что, естественно, никто уже не помнит, что на этом месте был мебельный магазин, и вообще все изменилось. Как говорится замечательно (наверное, это в процессе репетиции случилось, когда актер оговорился, но потом они это закрепили в спектакле "Осада" по пьесе Гришковца), Андрей Смоляков говорит: "Наше положение катастрофическое". И вот все изменилось катастрофически или наоборот стало прекрасным и замечательным, и со всей Москвы 90-х годов сохранилось только вот это вот место, которое было сначала сквотом, а потом вот так вот счастливо оно и закрепилось, вот этот вот место у Петровских…
ПЕТЛЮРА: Ну это же было другое место, там было вообще две тысячи квадратных метров было жилым.
ЗАСЛАВСКИЙ: Это понятно.
ПЕТЛЮРА: Да. Потом я еще повторюсь, мало ли кто не знает, всего-навсего 122 метра, куда приходили мои друзья, мои ученики, и мы все радовались, что есть такое хотя бы место, потому что мы создаем его прекрасно. Сейчас сколько театров вокруг, сколько галерей и выставок, но все другое какое-то, так сказать, заправка другая, просто мы не заправляемся этим бензином, газом, мы заправляемся воздухом, это все другие места. Я вот 23 года арендую вот этот подвал, который мне дал Юрий Михайлович Лужков.
ЗАСЛАВСКИЙ: Но вы оказываетесь в ситуации короля Лира, который понимает, что та дочь, которая дает возможность оставить 50 человек в страже, лучше, чем та, которая не оставляет ни одного.
ПЕТЛЮРА: Я посчитал просто, что 22 миллиона за подвал, который по себестоимости своей коммерческой с продажи на аукционе стоит 3,5 миллиона. А я за него уже 22 года, даже 23, платил 22 миллиона.
ЗАСЛАВСКИЙ: Это нормально.
ПЕТЛЮРА: Неплохо, да.
ЗАСЛАВСКИЙ: Те, кто платит и берут что-то в аренду, те в итоге платят больше, чем те, кто покупает. Скажите, а вот я так понимаю, что все-таки это не то место, где хранилась ваша коллекция. А коллекция-то, она вообще уже давно за границей?
ПЕТЛЮРА: Нет, нет-нет-нет.
ЗАСЛАВСКИЙ: Я хочу сказать радиослушателям – тем, кто, может быть, случайно не знает. Дело в том, что Александр Петлюра, помимо всего прочего, а, может быть, это и одно из главных вообще его достоинств, он собрал совершенно уникальную коллекцию одежды. Это, может быть, не главное дело вашей жизни.
ПЕТЛЮРА: Нет-нет, я говорю всем, что это часть, мое как бы увлечение.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да, но это коллекция одежды с 10-х…
ПЕТЛЮРА: Это XX век. У меня называют этот проект "Империя в вещах".
ЗАСЛАВСКИЙ: Да, то есть это весь XX век, и это, значит, повседневная одежда, которая может одеть спектакли, и не раз одевали, причем самые известные спектакли, которые становились знаковыми для своего времени, спектакли 30-х годов, когда актеры, например, в 60-е годы. И это может быть, вот что называется, вот вся повседневность, не только одежда, но и весь быт, весь реквизит. Это совершенно уникальная коллекция. Она где вообще?
ПЕТЛЮРА: Там 2,5 тысячи платьев, которые я привез для съемок, а остальная коллекция вся хранится на Октябрьском поле, я снял уже мастерскую 200 метров, плачу там 50 тысяч за это, из своих, естественно, денег.
ЗАСЛАВСКИЙ: Вообще никто не дает денег на это?
ПЕТЛЮРА: Я никогда в жизни не брал, просто мне никто не хотел помочь. Нет, ну у меня были друзья, как и есть друзья, или поклонники, которые иногда могут помочь.
Полностью слушайте в аудиофайле
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью