Интервью Трамп ведёт санкционную войну со всем миром
Персоны
Возможную отмену ядерной сделки между США и Ираном обсудили с профессором первым заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Игорем Ковалевым.
Ведущий – Павел Анисимов.
АНИСИМОВ: Господин Трамп заявил, что готов существенно уменьшить объём американских закупок нефти и нефтепродуктов у Ирана. Сегодня же глава дипломатии ЕС Федерика Могерини выразила надежду, что иранскую ядерную сделку удастся спасти.
Начнём всё-таки с рынка нефти. Означает ли это сегодняшнее заявление господина Трампа, в котором он дал поручение в том числе и минфину США, и Государственному департаменту проработать этот вопрос – означает ли это, что таким образом должны поступить все союзники США, все должны отказаться от иранской нефти?
КОВАЛЁВ: Безусловно, прежде чем вводить санкции, конечно, такие вопросы прорабатываются и просчитываются. И недаром и ОПЕК и, в общем-то, все более-менее заинтересованные в этом вопросе профессионалы заявили, что, в принципе, конечно, резкого такого скачка цен на нефть в связи с выбиванием иранской доли не произойдёт. И, кстати, во много санкции были нацелены и на то, чтобы позволить американцам вновь запустить в действие свои месторождения сланцевой нефти, которая по добыче – гораздо дороже, но зато её в Америке – очень много. И это показывает, что санкции, прежде всего – это рычаг, или инструмент, экономического давления, и Трамп, в общем-то, очень активно этим инструментом пользуется. Он ведёт сейчас санкционную войну практически со всем миром. И с нами, и Китаю грозит торговая война, и европейцев предупреждает, что "если вы не присоединитесь, то мы тоже против ваших компаний предпримем санкционные меры". То есть Америка расчищает себе рынок, я бы так сказал.
АНИСИМОВ: То, что расчищает себе рынок, это понятно. А почему она не думает о европейских партнёрах своих, которые во многом поддерживали – до последнего времени, пока американцы не ввели против европейских металлургических компаний заградительные пошлины? Почему тут ключевой становится позиция именно Европы, и почему Европа достаточно жёстко высказывается за сохранение ядерной сделки? Только ли дело в иранской нефти, либо всё же в инвестициях, которые достаточно хорошо сейчас идут в Исламскую Республику именно из Европейского Союза?
КОВАЛЁВ: Почему он не думает о европейских партнёрах, ответ достаточно простой. Потому что помните предвыборный лозунг Трампа? "Америка – прежде всего. Сделаем Америку снова великой, а все, кто этому мешает, должны подвинуться или принять это как должное". Поэтому Трамп, в общем-то, ведёт себя так, как он ведёт.
Почему Европа заняла другую позицию, уже так послушно за Соединёнными Штатами не следует – на мой взгляд, произошло некое отрезвление. Смотрите, когда европейцы так безропотно, фактически единогласно присоединились к санкциям против России, опять же, инициированным Соединёнными Штатами…
АНИСИМОВ: И наступили своим компаниям на горло в том числе.
КОВАЛЁВ: Да. Многие говорили, что экономически это, в общем-то, для Европы разорительно. Да, разорительно. Но тогда думали, что вот ради такой святой политической цели – наказать неправильно ведущую себя Россию – "мы немножко потерпим". Что же они увидели на сегодняшний день, и почему изменилась позиция? А они увидели очень простую вещь, что торговля, допустим, России с Соединёнными Штатами последние 2 года растёт, Америка вышла уже на 5-6 место среди российских внешнеторговых партнёров. Пусть, да, она делит это с Италией, процент небольшой, но тем не менее она движется вверх. А торговля с большинством из европейских партнёров России, наоборот, падает. То есть европейцы несут большие убытки.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью