Интервью Китай идёт навстречу Штатам
Персоны
О разгорающейся экономической войне между США и Китаем говорим с Александром Душкиным, управляющим активами Международного фонда частных инвестиций. Ведущие "Вестей ФМ" – Руслан Быстров и Сергей Корнеевский.
ДУШКИН: Был такой замечательный европейский философ Бодрийяр, и он написал три статьи, сделавших его чрезвычайно знаменитым. Он написал первую статью "Войны в Заливе не будет", "Война в Заливе не происходит" – вторая, и "Войны в Заливе не было" – третья. Это период войны в Заливе. Так вот, торговой войны не будет, торговая война не происходит, торговой войны не было. Вот что я хочу сказать. Потому что весь тот шум, что вы слышите, он более вероятен не между США и Китаем, он возможен с Европой, потому что европейцы себя ощущают такой же великой, большой экономической силой, какой ощущают себя США, и по этой причине они бодаются, а Китай себя такой не ощущает силой. Не настолько большой, потому что тот прилив, который был в отношении развивающихся рынков, он уже ушёл. Прилив сменился отливом. Тот хороший экономический подъём, который есть последние пару лет, он недостаточен для того, чтобы развивающиеся страны снова себя считали настолько большими и сильными, чтобы вступать в торговую войну. Они не могут вступить в торговую войну. Потому что Китай просто не способен выдержать торговую войну в текущей ситуации. Он не обладает на данный момент достаточно большой экономической и политической силой для этого.
БЫСТРОВ: Тогда что это такое?
ДУШКИН: Поэтому Китай подпишет соглашение. Китай согласится на требования, Китай пойдёт навстречу.
БЫСТРОВ: То есть Китай потеряет всё, получается?
ДУШКИН: Да не потеряет всё!
БЫСТРОВ: Ну, как же?! Будут повышены пошлины на ввоз китайской продукции.
ДУШКИН: Почему всё? Да я думаю, что, скорее, всего этого вообще не будет. Я думаю, что просто Китай поступит в том направлении, в котором уже пошли японцы. Потому что недавно они приняли поставку, по-моему, уже не первого танкера со сжиженным природным газом из США.
КОРНЕЕВСКИЙ: Собственно говоря, ради чего США и давили на них.
ДУШКИН: Да. Наверно да. Потому что у меня возникло впечатление, что, так сказать, внимание было сконцентрировано отношением и трением между США и Китаем, японцы понимали, что они следующие, потому что у них тоже серьёзный профицит против США, соответственно, немцы – Германия – точно так же понимает, что они следующие в этой списке, потому что Германия тоже имеет огромный профицит против США. И, собственно говоря, наверно если задать вопрос, в чём вообще причина всех этих событий, то можно заглянуть немножечко назад, в последние 10-15 лет, и понять, что тот экономический крах, который был глобален, в 2008 году мы его испытали, его последствия – это экономическая слабость практически повсеместно, и слишком мало возможностей, как вы можете привлечь к себе свой рост экономики. Вы можете понизить процентную ставку, вы можете немного ослабить свою валюту, вы можете что-то сделать с торговлей. И наверно это последнее, что можно сделать, и Штаты пытаются это сделать. Но почему они это могут сделать, почему Штаты могут выиграть в данной ситуации? Причина в том, что практически все страны (там за некоторым исключением среди крупных) они имеют высокие тарифы на ввоз товаров. США их не имеет, и поэтому США десятилетиями являлись территорией, куда можно было экспортировать свою продукцию.
КОРНЕЕВСКИЙ: Выгодно экспортировать.
ДУШКИН: Да, именно! Более выгодно, нежели чем Штаты могли бы что-то продать вам, даже если у вас был бы равный уровень доходов населения, равного размера экономика. Вот почему ситуация может очень сильно измениться.
КОРНЕЕВСКИЙ: И Трамп пришёл и говорит, что как же так, да? Это же неправильно!
ДУШКИН: И не просто пришёл! Вы знаете, он гораздо раньше, когда ещё, при предыдущих администрациях говорил, что предыдущие администрации не понимают, например, торговую политику Японии, направленную против США. И что они не только не понимают, они не понимают, и поэтому ничего не могут с ней сделать. Потому что они не понимают, что происходит. Вот, например, в 2010-2011 году были попытки надавить на Китай. Чтобы Китай изменил курс юаня, для того чтобы изменить вот именно торговый баланс между США и Китаем. И знаете, какой был результат? Ноль! И он был не просто ноль, он был ноль прямо на территории США. Эти разговоры не ушли дальше вот этих всех Конгресса и Сената. В Конгрессе люди называли эти идеи тупыми! В Конгрессе они их называли! А сейчас ситуация настолько сильно изменилась, что в целом можно сказать, что выигрыш уже произведён. Если раньше они даже помыслить не могли о том, чтоб изменить торговлю в свою сторону, то сейчас Китай идёт им навстречу.
КОРНЕЕВСКИЙ: То есть то, что мы сейчас наблюдаем, это Китай идёт навстречу? Именно Китай? Постепенно уступает?
ДУШКИН: Знаете, тут много событий совпало. Вот, например, мой вывод, который я видел из того, что происходило в Китае последние годы, даже не просто последние годы, а последние лет 7-8, то, что я видел, что Китай идет по траектории открытия миру. И то, что от него сейчас требуют США, в целом совпадает где-то с тем, что Китай уже и сам хотел.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью