Интервью Драматическая история усадьбы Царицыно
Персоны
В музее-заповеднике Царицыно открылась выставка, посвященная Екатерине II – основательнице усадьбы.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. В Царицыне открылась выставка, которая называется "Царицыно Екатерины Второй". И тут как раз подоспел юбилей императрицы. И, собственно, трудно преуменьшить ее роль в том, что Царицыно появилось, и в том, что оно не появилось, трудно ее недооценить. И я рад приветствовать в этой студии куратора этой выставки. Это Ольга Докучаева – заместитель гендиректора музея-заповедника «Царицыно». Здравствуйте, Ольга.
ДОКУЧАЕВА: Добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: И Андрей Сильвестров, который является режиссером этой выставки в том, что касается мультимедиа. Ну, как известно, сегодня без мультимедиа выставка, она считается как бы и не выставкой.
СИЛЬВЕСТРОВ: Ну, по-разному бывает.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да как? Не бывает по-другому, давайте будем прямо смотреть правде в глаза жестокой.
СИЛЬВЕСТРОВ: Да-да-да.
ЗАСЛАВСКИЙ: Давайте расскажите, пожалуйста, как можно на территории Царицына говорить о Екатерине Второй, чтобы уравновесить ее и положительную, и зверскую роль, связанную с этим музеем и заповедником.
ДОКУЧАЕВА: Ну, я бы не сказала, что роль Екатерины Второй какая-то зверская. Вообще-то она была владелицей усадьбы и заказала себе дворцовый ансамбль, как положено императрице. И хотела получить то, что ей хотелось. При этом она была заказчицей такой как бы, скажем, активной, с собственными идеями. Эти идеи она продуцировала достаточно…
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, как любой заказчик.
ДОКУЧАЕВА: Да, как любой заказчик. То есть здесь мы находимся довольно в стандартной ситуации взаимоотношений архитектора и заказчика. Архитектор здесь очень часто в таком случае бывает страдающей стороной. Да и, собственно, наша история, наверное, тоже такова, потому что изначально Екатерина задала нашему великому архитектору Василию Баженову некоторые условия, которым он должен был следовать, и он, собственно, с ней согласовывал любые свои там начинания, проекты, ход строительства и так далее. А потом ей разонравилось. Когда она приехала и посмотрела, оказалось, что вот все что-то не то. И она затеяла конкурс сначала на переправку, то есть не шла речь о том, чтобы все сломать и построить заново, а как-то вот видоизменить: попараднее, побольше, посветлее там. Ну, разные у нее были пожелания, частично, может быть, мы о них даже и не знаем, они не дошли до нас в документах. Но вот затеяла она эту переправку, и на конкурс пригласила, помимо того же самого Василия Ивановича Баженова, Матвея Федоровича Казакова, который к этому моменту был уже тоже очень известным московским архитектором, построил здания Сената, Благородного собрания, много что еще. Вот. Он был сверстником Баженова, но не такая у него была крутая биография и такой, в общем, как бы старт, как у Василия Ивановича, и он какое-то время был даже вот как бы в его команде, среди, что называется, помощников и учеников. Но вот к моменту этого конкурса он уже вполне был самостоятельный и независимый, и на карту была поставлена по сути дела его архитектурная репутация. И он вышел на этот конкурс, значит, совершенно, что называется, без дураков и в полную силу. И так случилось, что больше он угадал пожелания заказчицы на текущий момент по поводу той самой парадности, масштабов, государственности – великая императрица должна иметь великий дворец. Ну и, собственно, этот великий дворец на месте разрушенного корпуса дворцового Василия Ивановича Баженова мы сегодня и наблюдаем…
СИЛЬВЕСТРОВ: Вообще надо сказать, что есть какая-то, знаете, даже метафора вообще русской истории во всей этой истории с дворцом, что была вот эта блистательная Екатерина, которая пыталась построить сначала один блистательный европейский дворец, потом другой, но не успела. И вот оно все время, это Царицыно, дальше глохло, глохло, глохло, превращалось в руины, и окончательно руинизировалось в советское время. И уже, так сказать, при новой власти Юрия Михайловича Лужкова эта руина была окончательно превращена во что-то новое и удивительное, назовем это так...
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью