Интервью «Интерес к российской экспортной продукции крайне высок»
Персоны
Как российским экспортёрам помогают реализовывать свою продукцию в условиях пандемии? С какими проблемами они сталкиваются? Об этом “Вестям FM” рассказала гендиректор РЭЦ Вероника Никишина.
МАМЕДОВА: Как РЭЦ отреагировал на коронавирус?
НИКИШИНА: Он внес существенные изменения в нашу работу как на стратегическом, так и функциональном уровне. Прежде всего мы почувствовали необходимость в новом качестве предоставления наших услуг. Мы должны трансформировать наши продукты в соответствии с новыми экономическими вызовами. Эти сложные времена подчеркнули архиважную рыночную роль РЭЦ. Мы должны создавать новые продукты, усовершенствовать старые, отказаться от невостребованных.
В этих целях был создан оперативный штаб для решения ключевых проблем экспортеров. Во-вторых, была развернута система их мониторинга и идентификации. Мониторинг показал, что больше всего сложностей связано с логистикой и финансовой сферой. Экспортеры фиксируют увеличение затрат на транспортировку продукции и складские расходы как внутри страны, так и за рубежом.
Значительную часть проблем РЭЦ решает в оперативном режиме. Мы даем консультацию, помогаем решить проблему, находим для компании рынок сбыта и контрагента.
Всего в оперативный штаб, с учетом горячей линии, поступило порядка 750 обращений, из них большая половина уже отработана.
Проанализировав обращения компаний, мы сформулировали на их основе антикризисные рекомендации. Это весьма подробный документ более чем на 100 страниц. Он опубликован сайте РЭЦ и обновляется каждый день.
МАМЕДОВА: Какие продукты, услуги наиболее востребованы среди экспортеров в это кризисное время?
НИКИШИНА: РЭЦ с учетом кризисной ситуации оперативно обновил свою продуктовую линейку. Кризис показал, какие услуги РЭЦ наиболее востребованы в это непростое время. Безусловно, это финансовые и консультационные продукты, хорошую динамику показывает обновленная услуга – поиск российского поставщика товаров и услуг по запросу иностранного покупателя. В ее оказание включена вся наша единая система продвижения экспорта – зарубежные представительства РЭЦ и ВЭБ.РФ, торгпредства, центры поддержки экспорта.
Есть уже достаточное количество историй успеха. Например, при поддержке оперативного штаба Российского экспортного центра подписан контракт на поставку этилового спирта в Азербайджан и Турцию в условиях карантинных ограничений.
Интерес к российской продукции крайне высок, прежде всего у компаний из стран СНГ, 18 запросов от импортеров поступило в апреле. И уже заключены: экспортный контракт на поставку подсолнечного шрота в Республику Беларусь, 2 экспортных контракта на поставку картофеля и контракт на поставку подсолнечного масла в Узбекистан. Предприниматели из Казахстана запрашивают поставку зерноочистительного и зерносушильного оборудования.
В целом надо отметить, что довольно много экспортных компаний, которые обратились в РЭЦ, нашли своего зарубежного покупателя или находятся в стадии оформления экспортных контрактов. Помимо спроса, формируемого эпидемиологической ситуацией, есть первые экспортные контракты по линии совместного акселератора РЭЦ с ФРИИ, в рамках которого осуществляется продвижение нашего российского высокотеха.
К важной мере поддержки относится также eCommerce. Так, РЭЦ и SAP открыли российским экспортерам бесплатный доступ к онлайн-сервису по поиску зарубежных партнеров. Доступ к одной из крупнейших мировых бизнес-сетей SAP Ariba до 30 июня станет бесплатным для российских экспортеров. Это поможет восстановить нарушенные пандемией цепочки поставок, позволит покупателям и поставщикам быстро и эффективно взаимодействовать друг с другом.
Это не единственная мера в данной сфере. Компания eBay в партнерстве с банком «Открытие» и Российским экспортным центром запустили программу поддержки предпринимателей «Открыты на весь мир», позволяющую продолжать работу даже в условиях самоизоляции. Программа направлена на предпринимателей, которые впервые зарегистрировались на площадке.
Еще пример. РЭЦ и Российско-Сингапурский деловой совет запустили пилотный проект по размещению российских компаний на электронной B2B-платформе RSTrade по льготному тарифу.
В целом у РЭЦ более 100 различных услуг – финансового и нефинансового характера. Многие из них широко востребованы у наших экспортеров.
МАМЕДОВА: РЭЦ является агентом правительства по ряду субсидий. Чем центр полезен экспортерам и на какую поддержку они могут претендовать?
НИКИШИНА: В 2019 году Группой РЭЦ осуществлялась реализация 13 субсидиарных программ поддержки экспорта, на финансирование которых из федерального бюджета было выделено 33,4 млрд рублей. Наиболее востребованными субсидиями являются:
- транспортировка промышленной продукции;
- транспортировка продукции АПК;
- субсидирование ставки в рамках КППК;
- участие в выставочно-ярмарочных предприятиях и деловых миссиях.
- размещение продукции в демонстрационно-дегустационных павильонах в Шанхае, Хошимине, Дубае.
Кстати, важно отметить, что 3 этих павильона продолжают работать, несмотря на коронавирусную инфекцию, и привлекают новых потенциальных покупателей за рубежом. B2B-встречи продолжали проходить весь первый квартал этого года, деловая активность сохранялась. В условиях ограничения выставочной деятельности у нас есть эффективный механизм, позволяющий экспортерам представить свою продукцию потенциальным покупателям за рубежом совершенно бесплатно.
Кроме того, портфель субсидий РЭЦ в 2020 году значительно расширится. Так, уже с середины апреля РЭЦ начал прием заявок на компенсацию расходов на патентование за рубежом. Производители отечественной продукции смогут компенсировать бóльшую часть понесенных затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности.
Субсидии на финансирование данных затрат помогут обеспечить правовую охрану и защиту за рубежом результатов интеллектуальной деятельности российских производителей и экспортеров, их продукции и технологий. А значит будут способствовать увеличению объемов экспорта продукции, в первую очередь – высокотехнологичной.
МАМЕДОВА: В СМИ сообщается о ряде поправок в действующее законодательство, которые подготовил РЭЦ в рамках антикризисного пакета. О чем идет речь?
НИКИШИНА: РЭЦ и Минпромторг России подготовили поправки, упрощающие доступ компаний к механизму КППК.
Также одним из ключевых изменений является то, что в 2020 году будет предоставляться субсидирование на компенсацию процентных ставок в размере до 3% годовых без заключения соглашений о реализации КППК.
Обновление государственной программы по КППК крайне актуально в условиях кризиса, поскольку, во-первых, облегчает получение кредитных средств, а во-вторых, повышает доступность заемного финансирования по льготной ставке. Важно отметить, что мы не просто изобретаем новые механизмы поддержки, мы совершенствуем имеющиеся, те, которые уже прошли испытание на практике и доказали свою состоятельность. Есть основания полагать, что данная мера поддержки будет крайне востребованной у российских предпринимателей и экспортеров в это непростое время.
Кроме того, в правительство Российской Федерации внесен проект постановления о государственной поддержке предприятий промышленности в целях компенсации затрат на транспортировку продукции на фоне распространения новой коронавирусной инфекции. Поддержка распространяется на компании, не вошедшие в реестр получателей субсидии в 2020 году по итогам квалификационного отбора, и будет предоставляться в порядке поступления соответствующих заявок. Предприниматели также могут претендовать на компенсацию затрат на хранение сроком до 2 месяцев продукции на складах третьих лиц.
Кроме того, РЭЦ предложил усовершенствовать правила кредитования экспорта высокотехнологичной продукции. Соответствующие изменения в правила предоставления субсидии РОСЭКСИМБАНКу РЭЦ подготовил и внес в правительство. В портфель услуг РОСЭКСИМБАНКа мы предложили включить факторинг и аккредитивы, финансирование ранее понесенных затрат при условии новых поставок на экспорт.
МАМЕДОВА: Что делать экспортерам, если из-за коронавируса “горят” сроки по ставкам и они не могут выполнить свои обязательства по контрактам?
НИКИШИНА: В целом отмечу, что в условиях ограничительных мер, принимаемых государственными органами разных стран, одним из главных рисков для экспортеров является неполучение экспортной выручки. Необходимость соблюдения валютного законодательства остается обязательным требованием для участников внешнеэкономической деятельности. Экспортер должен принять все зависящие от него меры по соблюдению требований валютного законодательства, только в этом случае он может быть освобожден от ответственности за невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета иностранной валюты за товары, переданные нерезидентам. По закону экспортер не будет нести ответственность, если докажет, что исполнение невозможно из-за форс-мажора. По внешнеторговым контрактам наступление обстоятельств непреодолимой силы подтверждается сертификатом Торгово-промышленной палаты. Такой сертификат российские суды считают достаточным доказательством. В свою очередь, ТПП РФ заявила о намерении признавать ограничения, связанные с COVID-19, форс-мажором. Вместе с тем мы рекомендуем в первую очередь стремиться договориться с контрагентом об урегулировании возникающих задержек с поставкой в порядке взаимного соглашения. В экспортной коммерческой деятельности, как и любой другой, поддержание хорошей репутации надежного и кооперабельного поставщика является крайне важным. Если сроки оплаты или поставки по контракту еще не наступили, но в связи с введенными ограничениями могут быть нарушены, возможно, целесообразно скорректировать сроки исполнения таких обязательств по контракту, чтобы снизить риск нарушений законодательства в сфере валютного регулирования.
МАМЕДОВА: Очевидно, рано или поздно жизнь восстановится. Какие планы у АО «РЭЦ» на будущее?
НИКИШИНА: В первую очередь, будет проходить актуализация продуктового предложения РЭЦ при одновременной коррекции стратегии.
Период короновирусной пандемии очень остро показал, что многие продукты РЭЦ нуждаются в обновлении и пересмотре, необходимо закрыть ряд нишевых потребностей экспортеров, которые раньше не попадали в наше поле зрения, расширить ценностное предложение в линейке финансовых и нефинансовых продуктов. Мы уже стартовали по отработке обновленных продуктов с фокус-группами экспортеров – как МСП, так и крупного бизнеса. Рассчитываем разместить обновленную продуктовую линейку на «витрине» РЭЦ уже этим летом. Соответствующую работу будем освещать на портале РЭЦ и обязательно комментировать для СМИ.
Кроме того, уже сейчас готовим для правительства меры поддержки экспортеров не только по адаптации к условиям работы в рамках коронавируса, но и комплексной их поддержки в посткризисный период.
Мы вошли в очень обстоятельный процесс по цифровизации предоставления услуг по поддержке экспорта. Мы амбициозно ставим перед собой задачу цифровизации всех государственных сервисов для экспортеров, включая субсидирование, сертификацию, лицензирование в электронном виде с постепенным отказом от бумажных документов. Кроме того, очевидна необходимость пересмотра верхнеуровневых KPI по поддержке экспорта и актуализация их в рамках развития международной конъюнктуры. Важно отметить, что экономические сложности, которые могут возникнуть в связи с коронавирусом, заставят и нас, и бизнес пересмотреть традиционные экспортные ниши и отрасли. И потому экспортерам нужно уже прямо сейчас начать пересматривать существующие рынки сбыта, определять потенциальные, работать на опережение. И в этом процессе как никогда готов будет оказать поддержку РЭЦ.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью