Былое и нравы Почему в XIX веке рисовали все, включая августейших особ
Персоны
В детстве все художники, во взрослом возрасте – никто. А ведь была эпоха, когда рисовали практически все! Доказательства – в архивах. Удивительные факты.
СВЕТЕНКО: Здравствуйте, с вами Андрей Светенко. Это "Былое и нравы". Сегодня мы поговорим о любви к рисованию. Ну вот в детстве все художники, а во взрослом возрасте никто. Ну, кроме тех, кто занимается этим профессионально, кто пытается заработать себе этим на хлеб. А ведь была эпоха, когда рисовали если не все, то многие. Этому учили в школах, в гимназиях. Ну, конечно, не было фотографии, не было кино, не было видео. Но все-таки вот 19-й век – удивительное в этом смысле время, от которого осталось, помимо документов, хранящихся в архивах, в архивах хранятся еще и большое количество изобразительных материалов. И наш сегодняшний собеседник – специалист по этой теме, кандидат исторических наук, начальник выставочного отдела Государственного архива Российской Федерации Марина Сидорова. Марина Викторовна, приветствую вас.
СИДОРОВА: Добрый день, Андрей. Да, вы правы, 19-й век – это отчасти и век рисования. Ну, собственно, и о 18-м веке тоже можно так сказать.
СВЕТЕНКО: Ну, обидел свой любимый 18-й век, когда тоже очень много рисовали, да. Ну, расширим рамки разговора, да.
СИДОРОВА: Да. Государственный архив в основном, помимо всяких советских, российских документов, хранит еще и достаточный комплекс документов 19-го века, поэтому мы поговорим о рисунках 19-го века.
СВЕТЕНКО: Но давайте начнем. Это, конечно, неблагодарная задача – рассказывать о картинах, рассказывать о рисунках, но мы все-таки в контексте эпохи, в контексте событий, фактов, людей, событий, которые вот нашли отражение в этих рисунках. И в этом смысле есть такое определение "августейшие рисовальщики". Оказывается, семья дома Романовых занималась рисованием. Как потом в начале 20-го века (это мы знаем про Николая Второго) он стал увлекаться фотографией. А вот о временах увлечения рисованием в семье Романовых, наверное, стоит поговорить более-менее подробно.
СИДОРОВА: Дело все в том, что вот как возникла идея изучать рисунки наши 19-вековые, скажем так, в ГА РФ. Помогли выставки. Мы с 2000 года активно участвуем в различных выставках, и у нас есть выставочный зал федеральных архивов, вам хорошо известный. И в начале 2000-х годов мы делали очень много выставок, посвященных семейству Романовых, тому или иному персонажу. Но так уж получилось – интерес к этому был необыкновенный все время. И мы стали, когда готовили архивные документы к показу на выставке, мы стали обращать внимание, что в наших фондах есть и много рисунков, и рисунков самих Романовых. Об этом как-то было очень непонятно. Я стала изучать искусствоведческую литературу, я стала общаться с музейщиками. Все мне говорили: да, вроде бы рисовали, но рисунков этих как-то очень мало, или их не хотели показывать. Например, в музее-заповеднике Павловска есть альбомы с рисунками того же Николая Первого или Александры Федоровны, но как-то они не привлекали внимание всегда исследователей. Вот наши выставки спровоцировали к ним интерес. И мы решили, что надо как-то не только архивные документы описывать, но и рисунки постараться описать.
СВЕТЕНКО: Ну так вот и расскажите, а что это за комплекс рисунков? Это портреты, ну будем сразу говорить, не очень профессиональные это попытки, как бывают в литературе графоманы, вот как называются живописцы-графоманы, честно говоря, в голову мне сейчас не приходит. Или это какие-то жанровые?
СИДОРОВА: Если говорить о рисунках Романовых в фонде ГА РФ, у нас в основном, учитывая нашу специфику, надо отметить, что в основном у нас, конечно, это детские и юношеские работы августейших особ.
Слушайте в аудиофайле!