Интервью 2021-й: восстановительный театральный сезон

21 августа 2021, 19:07

Персоны

Чем запомнился завершившийся театральный сезон? Об этом культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал с театральным критиком Ольгой Галаховой и театроведом Мариной Тимашевой в эфире радио "Вести ФМ".

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. Подводить итоги сезона, поскольку и театральная, и выставочная, и филармоническая жизнь, они живут именно сезонными представлениями о прекрасном, летом, что называется, сам бог велел. И я приветствую в студии театрального критика Ольгу Галахову. Здравствуйте, Ольга.

ГАЛАХОВА: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: И, наверное, стоит начать с того, что, естественно, этот театральный сезон был самым что ни на есть необычным, он следовал за предыдущим тоже таким же чрезвычайным. И если как раз в России театры начали открываться еще в августе и в сентябре более или менее полноценно, с 50-процентной рассадкой начали свои сезоны, то на севере от России, на северо-западе, в странах Прибалтики сезон собираются открывать лишь в конце этого 2021 года. А так вот полтора года почти они не работают, репетируют, но спектакли для публики вообще не играют. В этот сезон, естественно, довыпускали свои не выпущенные в прошлом сезоне премьеры какие-то театры, и об этом, наверное, тоже мы скажем, о том, насколько вообще в принципе премьеры можно переносить из сезона в сезон. Ну, наверное, для вступительного слова уже даже больше чем достаточно. Оля, скажете, вот что для вас этот сезон, каким, ну если говорить в каких-то таких определениях, вы бы его какими словами охарактеризовали?

ГАЛАХОВА: Я бы скорее говорила о тенденциях, которые усиливаются, с моей точки зрения. Ну, например, сокращается количество театров, и причем катастрофически, с моей точки зрения, сокращается, с программой художественной. И когда это происходит, то вперед выходят актерские силы. Известно, что в театры ходят на артистов. Кстати, закат древнегреческого театра именно с этого и начался, когда перестали ходить на драматургов и стали ходить на артистов. И вот кто-то справляется с этой уже всевластной антрепризностью, которая проникла в театры, а кто-то нет. И мне кажется, вот этот момент вот этого противостояния, он будет усиливаться, и неизвестно, что победит, если не будет энергии – энергии художественной программы. Сейчас очень большой кризис.

ЗАСЛАВСКИЙ: Мы ждали присоединения к нашему разговору театрального критика Марины Тимашевой. Насколько я понимаю, она с нами. Марина, добрый день.

ТИМАШЕВА: Добрый день. Я, правда, не слышала вашего вступительного слова.

ЗАСЛАВСКИЙ: Боже мой… Ну я специально потом перезвоню и еще раз скажу. Ну собственно я пытался какие-то слова сказать о том, чем этот нынешний сезон отличался, и вряд ли был оригинален, сказав, что, конечно, его больше всего отличало от всех предыдущих влияние на него всех процессов, связанных с пандемией, ограничения. И все-таки то, что в России, в отличие от других стран, театры продолжали работать, и их не закрывали окончательно и бесповоротно. Вот театральный сезон в России, в Москве даже в большей степени, как могла бы охарактеризовать его ты?

ТИМАШЕВА: Конечно, я бы сама назвала этот сезон таким восстановительным, что ли. Потому что сначала была эта самоизоляция, и все-таки театры длительное время не работали. И, честно говоря, я думала, что вот это такая общая паника, депрессия – как хотите это называйте, она скажется на результатах. Не говоря уже о том, что все-таки по несколько месяцев артисты, которые сидят дома и не имеют возможности выходить на сцену, тоже, логически рассуждая, должны были бы растренироваться. Но меня совершенно поразило, что это не так, и что в этом сезоне театры (московские точно, да и не только московские) дали необыкновенное число спектаклей хороших или очень хороших.

Слушайте в аудиофайле

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация