Назад в СССР От того, как ты трактовал соцреализм, зависели и свобода, и жизнь
Персоны
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Марат, приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: Продолжаем мы наш спецпроект, который посвящен 100-летию образования СССР. И сегодня мы хотим поговорить о советской культуре.
САФАРОВ: Да, советская культура. Ключевое понятие этой культуры – конечно, соцреализм. Все, кто застал советские времена, должны были знать (ну во всяком случае должны были, кто-то знал, кто-то нет) определение социалистического реализма, поскольку этим творческим методом должны были пользоваться все мастера советской культуры, начиная с 30-х годов 20-го века.
САРАЛИДЗЕ: Да. По этому поводу, правда, спорили: а что все-таки должно входить в этот метод, и что является настоящим социалистическим реализмом, а что нет. Вот. И насколько можно отходить от него. Вот эти споры велись, причем, довольно жаркие. Ну, в разные периоды, понятно, нашей истории там по-разному, разные подходы были – от того, как ты трактовал социалистический реализм вообще могла зависеть и свободы, и жизнь иногда творцов. Но вот такое бытующее мнение о том, что, значит, в советской культуре и во время Советского Союза не было никаких творческих споров, а все было там единообразие, ну это, конечно, глупость и не соответствует действительности.
САФАРОВ: Да, в последнее время были опубликованы многочисленные стенограммы, документы прочие, которые показывают, что во все времена, в том числе и в 30-е, и в 40-е годы были дискуссии, посвященные тем или иным трактовкам советской культуры. Ну, если брать период 20-х годов, понятно, что это время экспериментов и по сути господства авангарда в советской культуре. Именно тогда появился советский кинематограф (тот, который мы знаем, о котором мы совсем недавно в нашем проекте рассказывали) сложился. Различные эксперименты, вплоть, например, даже до шрифтовых. Вот известно, что 20-е годы ассоциируются с шрифтами экспериментальными – теми, которыми публиковались плакаты, тексты книг очень часто. Сейчас это считается уже произведением искусства, раритетами букинистическими, но тогда это было, в общем-то, частью вот этого нового, порвавшего со старой дореволюционной культурой этапом развития культуры. А по сути даже не этапом, а просто вот она родилась заново в 1917-18 году. И тогда же было очень большое количество различных творческих объединений, часто диаметрально противоположных взглядов в том числе. Кстати, не только во вопросах эстетики, но и политически разных. Мы знаем араповцев так называемых (Российская ассоциация пролетарских писателей), которые клеймили, значит, тех, кто еще придерживается каких-то классических норм, они вообще, можно сказать, призывали чуть ли не Пушкина и всю классическую литературу отвергнуть. Были те, кто придерживались иных позиций. Но в начале 30-х годов все-таки определенная при всей дискуссионности такая унификация, она стала уже складываться.
САРАЛИДЗЕ: Да, и здесь надо сказать, что вот интересно, как определяли классические традиции. Все-таки было признано, что классическая традиция при понимании новых каких-то качеств реализма, но все-таки это опора и, такой якорь, что ли, для всех художников. И многие проводили связь соцреализма с передвижниками, особенно в изобразительном искусстве, понятно, критический реализм в литературе. Вот эта связь подчеркивалась.
САФАРОВ: Да, и были выработаны принципы соцреализма. Так же их в советское время должны были знать все в системе политпросвещения в партийных и комсомольских организациях. Это было практически так, как экзамен...
Слушайте в аудиофайле!