Назад в СССР Как жила советская деревня
Персоны
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" – Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Марат, приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: Продолжаем мы наш спецпроект, посвященный 100-летию образования СССР. Сегодня очередная программа, и в ней мы хотим поговорить о советской деревне. Тем более что история СССР (Советского Союза, советского проекта) начиналась в стране крестьянской. Всего около 14% составляло городское население. Конечно, не по Марксу все происходило, который считал, что движущей силой пролетариат будет в революции. Может быть, он и был движущей силой, этот небольшой пролетариат, который находился в городах, но все-таки в стране с преимущественно крестьянским населением совершить некий переворот, не учитывая интересы и не привлекая этих людей к преобразованиям, да и, собственно, к самой революции, было бы тяжело.
САФАРОВ: Было бы тяжело. И поэтому большевики, понимая это, еще задолго до революции активно начали осваивать аграрную программу.
САРАЛИДЗЕ: Деревню.
САФАРОВ: И деревню, да. И существуют, конечно, разные точки зрения насчет того, где они почерпнули знание деревни. Устойчивая есть версия о том, что у эсеров (но это мы уже оставим специалистам по истории начала XX века). Но, так или иначе, уже в 18-м году коллективные хозяйства в деревне стали создаваться, вопреки стереотипу, что только в коллективизацию, вот великого перелома, якобы, колхозы. А колхозы-то – в 18-м году. Я даже, кстати, помню старые советские книги, в которых с восторгом рассказывалось о ранних колхозах 20-х годов, в которых уже обобществление произошло собственности, и даже высокие урожаи получали в годы НЭПа, не на частновладельческих рельсах они уже жили. Поэтому, по сути, создавались колхозы. Например, специализированные хозяйства стали возникать в этот период времени, которые какую-то отраслевую уже прослеживали историю, и на их базе стала создаваться другая форма хозяйства – совхозы. Многим наши молодым радиослушателям, наверное, это вообще какая-то абракадабра, чем они, во-первых, отличаются -- почему совхозы, почему колхозы -- и вообще, где это все было.
САРАЛИДЗЕ: Да. Ну, совхозы – можно пояснить. Там все-таки начислялась заработная плата по нормативам и в денежной форме, то есть фактически являлись наемными работниками, а не совладельцами, как в колхозах это было. Вот в этом разница между колхозами и совхозами, это в грубой форме, при первом приближении.
Но вообще, конечно, весна 29-го года в этом смысле стала переломной. В селе проводились мероприятия, которые были направлены на увеличение колхозов, коллективных хозяйств. В частности, комсомольские походы были за коллективизацию, мы в советских фильмах можем увидеть это. Причем как с плюсом, так и с минусом того, что происходило. Там административные меры применялись широко, и, конечно, не без перегибов все это происходило, о чем тоже во многих художественных произведениях и фильмах говорилось.
САФАРОВ: Да, и целый корпус литературы, посвященный коллективизации, в нашей стране вышел, аграрные истории. Надо сказать, что отправили тогда на работу в колхозы 25 тысяч городских рабочих, их так и называли – "25-тысячники". Вроде бы считалось, что это сознательные люди, партийные, которые могли вести и агитацию, организаторы хорошие. И вот эта история их прихода и того, что они возглавили по сути коллективные хозяйства во многих местах, если говорить о тех предприятиях, тех колхозах, которые стали рентабельными, которые получали высокие урожаи уже в 30-е годы, многие из них благодаря деятельности этих людей (во многом отважных, потому что они рисковали жизнью, известно, что это все было очень тяжело, драматично, трагедиями сопровождалось), их труду в первые годы Великой Отечественной войны (да и в довоенный уже период, но особенно в годы войны), это дало возможность обеспечивать продовольствием и фронт, и тыл...
Полностью слушайте в аудиоверсии!