Картинка

Интервью "Самоубийца" Эрдмана – это история о человеческой душе

30 апреля 2023, 23:15

Персоны

Премьера спектакля "Самоубийца" в Театре Вахтангова.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день.

В Театре Вахтангова недавно вышла премьера замечательного режиссера Павла Сафонова. Это "Самоубийца" Эрдмана, одна из таких многострадальных советских пьес. И я рад приветствовать режиссера в этой студии. Павел, добрый день.

САФОНОВ: Добрый день, Григорий.

ЗАСЛАВСКИЙ: Да, пьеса действительно многострадальная, которая была написана, всем понравилась: Мейерхольду понравилась, Станиславскому понравилась. Никто не поставил. Эрдман прекрасен, замечателен и, в общем, не так уж сильно пострадал. Но, тем не менее, ничего, кроме сценариев советских кинокомедий, ничего, кроме замечательных интермедий, которые звучали со сцены Театра на Таганке, при его жизни, в смысле "Самоубийца", он так и не увидел. Потом был спектакль вымучившего, по-моему, эту премьеру Плучика. И, в общем, несмотря на то, что это очень смешная комедия, она как-то вот замечательной сценической судьбы не имеет. Но за последнее время вышло сразу несколько "Самоубийц", поставил Сергей Васильевич Женовач в Студии театрального искусства. И как вы отважились на эту пьесу, почему выбрали ее, чей это был выбор – ваш или театра?

САФОНОВ: Нет, это был мой выбор. По крайней мере это еще до пандемии, по-моему, мы начали с Римасом Владимировичем, еще даже был жив прекрасный Фаустас Латенас. И, как-то обсуждая какие-то планы, я принес эту пьесу. Я тоже видел спектакль Сергея Васильевича, но пьесу как-то так вот не могу сказать, что глазами читал. Мой художник, с которым мы много сделали спектаклей, Мариус Яцовскис как-то сказал: а ты не хочешь, вот перечитай. И я перечитал, и мне действительно она как-то зашла, как говорят. Но это были еще первые такие какие-то разговоры, потом был большой перерыв. И вот после уже, в очередной раз с Кириллом Игоревичем мы стали обсуждать, что бы можно было сделать, и я опять все-таки вернулся к этому, потому что она мне казалась, в общем, живой и какой-то еще более сегодняшней. Читая ее уже вот непосредственно после этого разговора, мне замерещилась какая-то вот такая очень сложносочиненная из юмора, из какого-то не юмора совсем и очень история человеческая, вместе с тем, что в ней очень много фантасмагории, театра, буффонады. И мне показалось, что вот интересно зайти сегодня к Подсекальникову. Вот все-таки у Эрдмана это скорее антигерой, и скорее, в общем, в этом смысле там он, немножечко над ним больше смеются, и все становится, ну, при всех там каких-то тоже сложностях. В общем, мне показалось, что сегодня она еще более полемично может звучать, и возникла какая-то такая, если говорить про смысл. который мне хотелось туда вложить. И мне кажется, он нам с Юрием Цокуровым, который в итоге сыграл, мне кажется, очень большую и интересную роль (молодой, но уже очень известный в Театре Вахтангова артист). Мне показалось, что это все-таки история о человеческой душе, которая, несмотря ни на какие мировые процессы, которые окружают нас (политические, социальные, религиозные, какие-то и деловые), вот это какая-то точка человеческая внутренней души, внутреннего какого-то предназначения, которое человек сам не всегда, конечно, для себя сразу открывает. Вот душа может в этом смысле и обязана ощутить свою собственную ноту в этом хаосе, куда бы тебя иногда (и особенно, опять же говорю, мне кажется, сегодня это важно), куда бы тебя мир ни клонил, ни звал...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация