Картинка

Интервью Крупные режиссеры – заслуга методологии Кнебель

14 мая 2023, 02:15

Персоны

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И в этом году мы отмечаем 125 лет со дня рождения выдающегося театрального педагога Марии Осиповны Кнебель. И поскольку сегодня нужно всем рассказывать обо всех, то показалось важным поговорить о Кнебель, чтобы стала понятна ценность ее фигуры и для сегодняшнего театра, и для тех, чьи спектакли сегодня представляют ценность для русского, российского театра.

И я приветствую в этой студии Наталью Алексеевну Звереву – профессора, кандидата искусствоведения. Здравствуйте, Наталья Алексеевна.

ЗВЕРЕВА: Здравствуйте, Григорий Анатольевич.

ЗАСЛАВСКИЙ: Ученицу Кнебель. И еще одного ученика Кнебель – это профессор ГИТИСа Александр Александрович Бармак. Здравствуйте, Александр Александрович.

БАРМАК: Добрый день.

ЗАСЛАВСКИЙ: Наверное, я начну с того, что спрошу. Вот ценность Кнебель в момент знакомства вашего с нею была вам уже понятна или нет? Вы знали, что это вот какой-то такой великий и замечательный человек? Или вы познакомились, а потом думаете: то, что она говорит, это действительно очень важно. То, что говорит Мария Осиповна – это очень полезно, это помогает в работе, это позволяет не работать проще, но работать и ставить спектакли и работать со студентами осмысленнее.

ЗВЕРЕВА: Ну, в то время, когда я познакомилась, что Мария Осиповна Кнебель замечательный педагог. Но понимала настолько, насколько могла понимать в том возрасте, в том состоянии. Когда я с ней познакомилась по-настоящему, я, конечно, оценила ее, это гораздо позднее, когда училась у нее в аспирантуре, потом мы делали вместе спектакли. Это все постепенно, она раскрывалась для меня во всей своей полноте и сложности, и как фигура педагогическая прежде всего и режиссерская.

БАРМАК: Когда я поступал к Марии Осиповне в аспирантуру, то я, конечно, отдавал себе отчет, что я сдаю экзамены великому человеку. Но так же, как и вы, Наталья Алексеевна, я вот такое истинное значение этой фигуры для русского театра начинаю все-таки понимать или мне кажется, что начинаю понимать сейчас.

ЗАСЛАВСКИЙ: Почему?

БАРМАК: Когда-то один из учителей Натальи Алексеевны Андрей Александрович Гончаров обмолвился такой замечательной фразой, что русская театральная школа и русский театр как бы имеют две эпохи в своем развитии – это эпоха Станиславского, а вторая эпоха – это эпоха Кнебель. И вот я должен сказать, что если сейчас, безусловно, русский психологический театр испытывает не самые лучшие, конечно, времена, вот та методология, которая блистательно была разработана Марией Осиповной, и та методология, которая дала возможность создать в русском театре и советском театре очень крупные режиссерские фигуры, эта методология сегодня еще более необходима в нашем театральном процессе. К великому сожалению, я ощущаю сейчас недостаток внимания к методологии нашей. Поэтому фигура Марии Осиповны и ее школа, которая стала в принципе ведь общемировой, мы просто не отдаем себе отчета, какое количество студентов училось у Марии Осиповны из-за рубежа. И, конечно, ее методология исключительно важна сейчас...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация