Интервью Михаил Скандаров: "Мой экзамен в ГИТИСе был баней длиною в час"
Персоны
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И сегодня гость программы – это заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения Михаил Скандаров. Здравствуйте, Михаил Вартанович.
СКАНДАРОВ: Добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, наверное, я начну совсем издалека. Вы ГИТИС окончили в 31 год, соответственно поступили в 26 лет.
СКАНДАРОВ: Да.
ЗАСЛАВСКИЙ: И в таких случаях, когда человек приходит в 26 лет поступать, ты его спрашиваешь: ну а чем вы занимались до ГИТИСа? Если это абитуриент. И я не как к абитуриенту, а как к нашему уважаемому мастеру, профессору, все-таки адресую вам тоже этот вопрос: а что вы успели сделать до ГИТИСа, чем вы занимались?
СКАНДАРОВ: Закончил я в Тбилиси среднюю школу, там театральный институт, актерское отделение. Но природная глухота голоса и так далее, проблемы, и дальше я не прошел. Служил в армии. Это тоже особая статья, потому что 68-й год и Закарпатский военный округ, были железнодорожные войска.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ой, я тоже служил в железнодорожных войсках.
СКАНДАРОВ: Да, да, да. И мы вот сопровождали составы, обратно в Чехословакию, назад, и так далее, и так далее. После возвращения опять пытался поступить – не получилось, работал на киностудии "Грузия-фильм" осветителем, переехал в Москву.
ЗАСЛАВСКИЙ: Борис Николаевич Любимов работал в "Современнике" осветителем.
СКАНДАРОВ: Да, вот. Пробовал поступить – не получилось у Марии Осиповны Кнебель. И пришлось идти в ПТУ, в которое принимали иногородних. И я там учился несколько лет, это все закончил.
ЗАСЛАВСКИЙ: А что, почему, чем там занимались, какая профессия?
СКАНДАРОВ: Плотник 4-го разряда, что ли. Вот на строительстве ТЭЦ потом продолжал. И, в общем, наступил 74-й год. И вот на курс Иосифа Михайловича Туманова я все-таки поступил.
ЗАСЛАВСКИЙ: Но он обратил внимание на то, что и он из Тбилиси, и вы из Тбилиси?
СКАНДАРОВ: Нет, это он как-то не акцентировал.
ЗАСЛАВСКИЙ: Он не по кавказской линии вас? Знаете, как Леонид Ефимович Хейфиц говорил, что из Минска я беру всех.
СКАНДАРОВ: Да. Нет, он как-то на это не педалировал. Единственное, что там Венкиндор Сергей Александрович – декан факультета, он как-то спросил меня, он каждый год ведь сидит на приемных: молодой человек, вы который год поступаете? И я говорю: вот уже третий год. А у меня уже это собеседование. актерское мастерство – пять, практическая режиссура – пять, потом у меня письменное – пять по режиссуре. И четвертое – собеседование.
ЗАСЛАВСКИЙ: А история? История СССР или история – какой-то сдавали?
СКАНДАРОВ: Это общеобразовательные потом, это вот по специальности. И коллоквиум, я должен вам сказать, тогда – это была баня длиною в час, такие вопросы, так крутили и выясняли наши знания, кругозор выясняли и очень пристально. И не такие примитивные вопросы, как я сейчас иногда задаю абитуриентам: назовите оперы Чайковского. Понимаете?
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну знаете, ну хорошо, если вы зададите те вопросы, которые задавали вам, вы будете сильно расстраиваться.
СКАНДАРОВ: Ну да. Но один из вопросов я помню: сколько авторов в своем творчестве отразили образ Дон Жуана?
ЗАСЛАВСКИЙ: Но это не ответишь вообще.
СКАНДАРОВ: Ну, я перечислил, там наскреб штук восемь. А их, оказывается, 168.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну вот, ну это никто не скажет.
СКАНДАРОВ: Но вот такие были вопросы. И последнее. Ну, Бенкендорф – он потомок Бенкендорфов, на уходе он, уже час, я уже взмыленный, уже мало чего соображал: "Скажите, что входит в слово "действие"? И я посмотрел на него с тоской и сказал: "Вы знаете, словом можно убить человека, словом можно вылечить". – "Идите, молодой человек".
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, это хорошо вы ответили.
СКАНДАРОВ: Ну, это не столько ответ, сколько подтекст: сколько вы меня будете мучить?
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью