Интервью "Клеопатра": для балета вынь да положь чистую поляну

17 сентября 2023, 23:15

Персоны

Премьера спектакля театра "Кремлёвский балет" "Клеопатра". Гость: Григорий Белов, художник-сценограф, заслуженный деятель искусств России.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии – Григорий Заславский, добрый день. В Москве, да и не только в Москве, открывается новый театральный сезон. И одной из первых премьер этого сезона станет премьера в "Кремлевском балете", и это будет балет "Клеопатра". К сожалению, это последний балет, который даже не успел выпустить художественный руководитель этого театра Андрей Петров. И сегодня в этой студии мы беседуем со сценографом этого спектакля – заслуженным деятелем искусств России, сценографом Григорием Беловым. Григорий Акинфович, здравствуйте.

БЕЛОВ: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: Вообще, как выпускается премьера? И кто ее доделывает, когда случилась такая трагедия?

БЕЛОВ: Вообще, Андрей Борисович текст хореографический уже соорудил, педагоги все в теме и в материале, это понятно. И понятно, что когда выпускаешь премьеру, то нужно еще и обжиться уже непосредственно на сцене, со всеми этими вещами, реквизитами. Вот этого не хватило балетмейстеру, естественно. Но, между тем, всё равно текст существует. И Саша Тимофеева, которая возглавила теперь (заслуженная артистка России) "Кремлевский балет", артистка этого балета с 16 лет, она и закончила танцевать совсем недавно, вот она на себя взвалила весь этот груз. Декорации у нас готовы, мы уже прогнали один раз его так крепко, и 21-го выходит на премьеру.

ЗАСЛАВСКИЙ: А как идет работа над сценографией и костюмами в балете? Ведь вот недавно в одной из столиц бывшей республики СССР наши выпускники ставили балетный спектакль, и поначалу прислали эскизы, где у воинов были какие-то двухметровые щиты. И вот пришлось объяснять художнику, который много работает в современном искусстве, что в балете очень многое зависит от того, чтобы были публике видны их ноги и руки. А притом, что мы знаем немало великих художников, которые работали в балете и успешно, и легендарные есть имена, вот этот вопрос все равно меня интересует: как из таких ограничений выходить и при этом суметь выразить и историю, и себя тоже?

БЕЛОВ: Понятно, что Египет – ворожба такая, всех затягивает эта мистика, это другая логика вообще, так сказать, жизни, другие боги, и безумно красиво. Из этого по существу (я всё время, так сказать, в этом материале кручусь, просматривая ожерелья, стенки, барельефы, ворота – там все, что есть, архитектуру), ясно, что когда европейцы это узнали, появился артдеко по существу. Правда, еще добавилась Япония и Восток, но, между тем, из Египта тоже. Понятно, что балет, значит, поляна должна быть чистой, потому что на ней надо бегать и прыгать. То есть вынь да положь 16 на 10 чистого пространства. Потом, всё равно поднять их на какую-то высоту – ставишь станочек. И вся твоя жизнь заключается в том, что ты делаешь задники, интермедии или еще какие-то вещи, но всё равно чтобы поляна была чистая. Понятно, что реквизит эти девчушки должны носить на себе и в нём танцевать.

ЗАСЛАВСКИЙ: Что-то легкое.

БЕЛОВ: Да. Понятно, что сейчас мы сделали подносы, но переделаем их к 21-му числу, потому что эти оказались килограмм с чем-то веса, а надо довести до 500 граммов. А на них навалены яблоки, груши, там еще чего-то такое – дары Египта. И щиты, естественно, у римских воинов. Вот я их сократил до 80 сантиметров, чтобы они могли присесть, за них спрятаться, сделать вот эту черепаху. А так, вообще говоря, он где-то 1,20–1,50 метра, этот щит, судя по картинкам.

ЗАСЛАВСКИЙ: Вы, когда готовились к этой работе, смотрели чьи-нибудь великие декорации?

БЕЛОВ: Конечно, все посмотрели фильм "Клеопатра", я еще раз его посмотрел. Он, так сказать, немножко вычурный, голливудская такая игрушка. Но всё равно он дает какой-то ход. А дальше что? Дальше картинки про Египет и потом все стилизации, которые сейчас существуют про Египет, тоже достаточно остроумные...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация