Интервью "Идёшь учиться режиссуре – обязан знать про театр всё"

15 октября 2023, 23:15

Персоны

Актерское мастерство: чего не хватает молодым артистам? Об этом Григорий Заславский беседует с Александром Бармаком – профессором и заслуженным деятелем искусств.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии – Григорий Заславский, добрый день. И мы время от времени разговариваем о ГИТИСе с его выдающимися мастерами, а тут еще и такой повод – юбилей отметил один из мастеров факультета музыкального театра и выпускник ГИТИСа. Это Александр Александрович Бармак – профессор и заслуженный деятель искусств. Здравствуйте, Александр Александрович.

БАРМАК: Добрый день, здравствуйте. Спасибо.

ЗАСЛАВСКИЙ: Я, конечно, поздравляю вас с юбилеем. Здоровья, сил, новых наборов, новых выдающихся студенток и студентов, зная, какие у вас замечательные выпускники. И переходя от поздравлений к практической, содержательной части, я бы хотел спросить, как вы попали в ГИТИС, имея в виду, что все-таки вы не ГИТИС окончили. И могли пойти в аспирантуру в НИИ искусствознания, могли еще куда-то пойти.

БАРМАК: Я попал в ГИТИС, как бы вам сказать, осознанно, целенаправленно. С очень большим волнением я пришел поступать в 74-м году, мне очень хотелось учиться режиссуре дальше, и чтобы присутствовал еще и педагогический, конечно, уклон. Потому что я уже немножко попробовал к этому времени себя как педагог, делал первые шаги, и мне это было очень интересно. Кроме того, для меня всегда, вот с юных лет ГИТИС был олицетворением очень такой большой, можно сказать, по-настоящему великой театральной школы. И я поступал не в аспирантуру, я поступал в заочную ассисентуру-стажировку, надеясь, что заочное как бы будет, может быть, легче, что ли. Потому что конкурс большой очень был. А получилось так, что я сдавал экзамены, такая была комиссия, председатель был Туманов Иосиф Михайлович – наш выдающийся режиссер и завкафедрой режиссуры, Мария Васильевна Кнебель, Павел Александрович Марков, и молодая тогда еще педагог (так считали в ГИТИСе, что молодая) Ирина Ильинична Судакова, великий в будущем педагог. Вот такая была приемная комиссия.

ЗАСЛАВСКИЙ: А что спрашивали? Вы взрослый человек, тут не стихотворения, басни, проза.

БАРМАК: Нет, там речь шла о более серьезных вещах. Были вопросы о методологии Станиславского в действенном анализе.

ЗАСЛАВСКИЙ: То есть действенный анализ, который в тот момент, да и сегодня, в общем, еще вызывает у кого-то какие-то вопросы, но который, естественно, преподавала замечательная и великая преподавательница этого…

БАРМАК: Мария Васильевна Кнебель.

ЗАСЛАВСКИЙ: Да, Мария Васильевна Кнебель. Он уже входил в программу, как вступительное во всяком случае испытание.

БАРМАК: Да, потому что речь шла о методологии. Потому что миновать действенный анализ как великое и последнее открытие Станиславского, и Кнебель ввела это в практику педагогики и в театр, огромное количество учеников это утвердили и ее соратников, таких, как Товстоногов, например, он тоже этот метод использовал. … А второй вопрос у меня был Мейерхольд. И кончилось это тем, что (я сейчас, конечно, уже в таком возрасте, который позволяет вспомнить некоторые успехи в своей жизни) меня спрашивает Туманов: "Вы почему не пишете ничего?" Потому что сидят люди рядом со мной и пишут ответ, знаете, так сказать, тезисы ответа на бумажке. А мне не нужно было ничего писать, потому что у меня все в голове уже очень крепко сидело. Я говорю: "Мне не надо". Он говорит: "Ну, пожалуйста, отвечайте". И вот я отвечал на эти вопросы. Какие-то были вопросы еще дополнительные...

ЗАСЛАВСКИЙ: А как вот можно отвечать действенный анализ человеку, который знает об этом всё?

БАРМАК: Ну как? Я смотрел на Марию Иосифовну Кнебель и понимал, что если я сейчас что-нибудь ошибусь, то… Но там случился инцидент совершенно необычный абсолютно, потому что мне даже немножко стыдно об этом рассказывать, но все-таки я расскажу. Потому что когда я начал рассказывать, то вмешалась Ирина Ильинична, очаровательная, изумительная, которая очень любила меня. Но она как-то вмешалась в мой ответ. И на это к ней повернулась Мария Иосифовна Кнебель и сказала: "Ира, помолчи, он абсолютно верно все говорит".

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация