Время и место Агриппина Ваганова – символ русского балета

30 июня 2024, 06:36

Персоны

26 июня 1879 года в Санкт-Петербурге родилась крупнейший балетный педагог, основоположник теории русского классического балета Агриппина Ваганова. Подробнее – Марат Сафаров и Полина Ступак.

СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Полина Ступак. В эфире "Время и место". Марат, приветствую.

САФАРОВ: Приветствую, Полина.

СТУПАК: По традиции нашей программы мы выбрали три даты, которые, на наш взгляд, интересны, и мы посчитали важным напомнить о них в сегодняшнем выпуске.

И первая из них: 26 июня 1879 года в Санкт-Петербурге родилась крупнейший балетный педагог, основоположник теории русского классического балета Агриппина Ваганова.

САФАРОВ: Наверное, мы не ошибемся, если скажем, что имя Вагановой известно даже тем, кто ни разу не видел ни одного балетного спектакля . Я думаю, в нашей стране такого человека не может быть. Но все-таки, говоря серьезно, Ваганова – это символ высочайшего уровня русского балета, который ценят во всем мире. Она стала первым в нашей стране профессором хореографии, ее ученицы покоряли самых взыскательных зрителей.

СТУПАК: Хотя удивительно, но в самом начале ее карьеры ей предлагали лишь место в кордебалете. Ну, нужно вспомнить, что родилась она в семье капельдинера Мариинского театра. Жили скудно, но, поскольку отец работал в Императорском театре, у него была возможность пристроить дочь в Петербургское театральное училище (ныне это Академия русского балета). И маленькая Агриппина все свое детство отстояла за кулисами, мечтала о балете, хотя при этом особо как бы балетной внешностью не обладала. Она была невысокой, с широкими плечами, мускулистыми ногами, да и грубоватые черты лица у нее были. Тем не менее на выпускном экзамене, благодаря своему упорному труду, она набрала 11 баллов из 12 возможных. И ее, безусловно (быть по-другому не могло), зачислили в труппу Мариинского театра.

САФАРОВ: Да, но тут были нюансы очень серьезные. Дело в том, что примами в эту пору были Анна Павлова и Матильда Кшесинская. Именно их считали эталоном изящества, женственности и грациозности, они были влиятельные балерины, очень известные. И, конечно, Агриппине Вагановой тогда доставались только небольшие, малозначительные роли. Но как это очень часто бывает в театре (что в драматическом, что в музыкальном, что в балете), какая-то вот неудача другой балерины, в данном случае повреждение ноги Тамары Карсавиной (тоже очень известной, маститой примы театра), дала возможность Агриппине Вагановой заменить ее в балете "Шопениана". То есть не благодаря, а вопреки. Ну, так часто бывает, но не каждый удержится еще, что называется, после этого дебютного выхода.

СТУПАК: Да, и, казалось бы, вот он – старт, успех, но следующий шанс выступить в главной партии ей представился лишь через два года. Тогда она исполнила роль Одиллии в "Лебедином озере", о которой тоже очень долго мечтала. К сожалению, успех к ней как к танцовщице пришел слишком поздно. Мы знаем, что век балерин короток, и в 1915 году ей 36 лет, и ее отправляют на пенсию. Но все в этой жизни не случайно, и ее берут на преподавательскую деятельность. И вот тут она находит свое истинное призвание и славу гениального педагога. К слову сказать, именно там, где она когда-то сама училась – в стенах своей родной школы на улице Росси (там и сегодня находится Академия русского балета). А воспитала она несколько поколений балерин, 29 выпусков. И среди ее учеников, конечно, лучшие: Марина Семенова, Галина Уланова, Надежда Надеждина, Алла Осипенко и многие-многие другие.

САФАРОВ: Да, и самое главное, что вот такая незадачливая сольная карьера (хотя она тоже была достаточно успешна, сравнительно успешна) и такой грандиозный успех как педагога. А когда-то Мариус Петипа знаменитый (может быть, когда-то мы ему посвятим отдельный сюжет, это такой интересный "нерусский русский", что называется, который внес такой огромный вклад в нашу культуру, полюбил Россию), он записал в своем дневнике: "Танцует госпожа Ваганова, на балет не иду…" Многие считали, что балет ее скучный, невыразительный.

СТУПАК: А классический танец, который она исполняла, вообще был бесперспективный. Но мог ли тогда Петипа подумать о том, что она и его заменит, и станет главным человеком, который прославит русскую балетную школу на весь мир!

Слушайте в аудиофайле!

Время и место. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Время и место

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация