Время и место Нина Алешина. Железная леди московского метро
Персоны
У Нины Алешиной вообще нет ни одного похожего проекта станций метро, все разные. Увлекательные детали жизни и творчества выдающегося архитектора.
СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вести ФМ" Марат Сафаров и Полина Ступак. В эфире "Время и место". Марат, приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Полина.
СТУПАК: По традиции нашей программы мы выбрали три даты, которые на наш взгляд интересны, и мы посчитали важным напомнить о них в сегодняшнем выпуске.
Первая дата – 17 июля 1924 года. 100 лет назад в Москве родилась Нина Алешина, пожалуй, главный архитектор метро второй половины 20-го века.
САФАРОВ: Да, имя Нины Алешиной хорошо знают москвоведы, историки транспорта и архитектуры. Однако каждый день миллионы людей в Москве видят ее творения, пользуются ими – красивые и функциональные станции московского метро. А их у Нины Алешиной много, среди них – "Кузнецкий мост", "Октябрьское поле", "Чертановская", "Щукинская", "Перово", "Медведково". Нина Алешина проработала в институте "Метрогипротранс", который занимался проектированием подземки, буквально всю жизнь – долгие, невероятно продуктивные 62 года. И 10 лет она фактически была главным архитектором этого учреждения, под ее руководством в 70-80-е годы проектировались, ну можно сказать, практически все станции столичной подземки.
СТУПАК: Нина Алёшина родилась в 24-м году в Москве. Она сама рассказывала: "Я жила на Каляевской улице (сейчас это Долгоруковская), окончила музыкальную школу по классу фортепьяно. А в последнем классе с подругой концерт Генделя играли на два рояля". Вот такая вот творческая личность с самого рождения. Ей исполнилось 17 лет, когда началась Великая Отечественная война. Должна была семья быть эвакуирована в Западную Сибирь, но в итоге остались в Москве. И в 1950 году Нина Алешина оканчивает легендарный МАрхИ (Московский архитектурный институт).
САФАРОВ: Да, она начинает свою трудовую деятельность в мастерской Алексея Душкина, всегда считала этого мастера своим учителем, работала над его проектом станции "Новослободская". Все сейчас можем вспомнить, насколько искусная станция эта, сколько там витражей, там Корин работал (художник). Вот в этой атмосфере Нина Алешина формировалась как молодой архитектор. И дальше она принимает участие в составе большого коллектива в проектировании станции Кольцевой линии "Проспект Мира" (так же мы помним, насколько это все красиво). Здесь вообще надо сразу отметить такой исторический контекст: юность Нины Алешиной, ее приход в профессию, он связан с большой архитектурой, с архитектурой сталинского стиля (конец 40-х – начало 50-х годов), до известного, печально известного постановления хрущевского времени "Об архитектурных излишествах". Ей пришлось уже работать в этих условиях, когда все ограничивалось, все стандартизировалась при Хрущеве, но все-таки вот эту школу больших мастеров и большого стиля Нина Алешина, конечно, через всю свою жизнь пронесла. И когда появилась возможность, она, конечно, стала творчески реализовываться на все 100 процентов.
СТУПАК: Да, и я вот в этом смысле всегда вспоминаю "Рязанский проспект". Потому что, вот обратите внимание, когда там будете, стены облицованы красной плиткой, а узор навеян вышивкой рязанских полотенец. Она вот всегда творческим человеком была, что называется, до мозга костей.
САФАРОВ: Даже когда это функциональная абсолютно линия – Таганско-Краснопресненская, которая не предполагала каких-то шедевров. Это станции, которые должны были вывозить и привозить людей, работающих на предприятиях, которые ведут к ЗИЛу, которые ведут к большим предприятиям, к заводам. Но, тем не менее, то, что люди должны находиться в своей эстетике, в своей красоте, для Нины Алешиной было важным...
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Время и место. Все выпуски
- Все аудио
- Время и место