Картинка

Портреты известных невидимок Мое дело

15 декабря 2005, 19:25

Название "Портреты известных невидимок" сокращенно выглядит так – ПИН. Потому всякий раз я ввожу специальный пин-код: А.Н.А. – Аркадий Николаевич Абакумов.

- Я знаю, что вы закончили Щепкинское училище. Интересно, когда вы выходили из его стен, могли ли предположить, что пути-дороги приведут вас на радио?

АБАКУМОВ: Нет, тогда я не думал об этом. Закончил в 1964 году Щепкинское училище, где художественным руководителем был Виктор Иванович Коршунов, народный артист Советского Союза, в то время директор Малого театра. А вторым педагогом у нас был Юрий Мефодьевич Соломин, который в настоящее время является художественным руководителем Малого театра. После этого был по распределению направлен в Горьковский драматический театр, там же одновременно преподавал в Горьковском театральном училище. Ну а потом армия, после которой я уже поступил в Калининский драматический театр.

- Вот когда началась ваша радиобиография.

АБАКУМОВ: Да, тогда. Ну а после этого возникло желание заниматься режиссурой. Я поступил в Москве на режиссерский факультет к Юрию Александровичу Завадскому в ГИТИС.

- Юрий Александрович Завадский – это величайший российский актер и режиссер.

АБАКУМОВ: Величайший. Я проучился у него на курсе пять лет. После этого он меня хотел взять в театр к себе, приглашал в качестве актера с правом постановки. На что я ответил, что я к нему пришел как актер и хотел бы заниматься только режиссурой. Он попросил меня подождать полгода, пока не освободится ставка режиссера у него в театре Моссовета. К сожалению, Завадский умер, и я оказался как бы между небом и землей. Министерство тут же меня попросило поехать работать куда-нибудь на периферию. Мне ничего не оставалось делать, как уехать на периферию, где я в общей сложности отработал четыре года. Поставил несколько спектаклей в Новосибирском театре, один из которых – "Дядя Ваня". С этим спектаклем участвовал в первом фестивале чеховской драматургии в Таганроге, где получил диплом за постановку этой пьесы. Ну а после я уже вернулся в Москву, затем были поиски работы, цирк и радио – сначала иновещание, а потом и "Радио России".

Выпускался я как артист драматического театра и кино, и тогда я думал, что у меня впереди дорога актера театра и кино. К тому времени я уже снялся в одном фильме в небольшой роли. Так что о радио даже не думал.

- Разочарования в связи с этим нет сейчас, по прошествии стольких лет, отданных радио?

АБАКУМОВ: Нет, потому что радио появилось еще в моем детстве, когда я жил в Нижнем Новгороде. Помню все спектакли, которые шли тогда по радио, особенно запомнились мхатовские, Малого театра и БДТ. В них были заняты любимые артисты. Все эти спектакли всегда как бы шли перед моими глазами, ибо я придумывал им зрительный образ. Радио тогда для меня было очень любимым источником культуры.

- Нижний Новгород – это ведь не глубокая провинция, город высокой культуры, так что в принципе вы представление о театре имели полнокровное.

АБАКУМОВ: Ну а как же. Я там приобщился к театру, был своим человеком, закончил студию при ТЮЗе, и оттуда я пошел в Театральный институт - училище им. Щепкина при Малом театре. А потом уже после института, когда я работал в городе Твери (тогда Калинине) в драматическом театре, меня первый раз пригласили на радио, где я стал выступать в качестве ведущего.

- Одно дело - выступать в качестве ведущего на радио, а совсем иное дело, когда вы - за режиссерским пультом. Это работа особого свойства. Ведь вы делаете и рядовые передачи, и крупные радиоспектакли.

АБАКУМОВ: Как так рядовые…

- Вот вы со мной делаете программу "Вокруг света", до этого делали программу "Алфавит".

АБАКУМОВ: Это не рядовые, а особые передачи, которые требуют умения, желания, настроения и понимания. И это не простые передачи. Рядовые передачи – это тогда, когда ты гонишь каждый день какой-то информационный выпуск. Да, там нужны совсем другие умения: нужно было владеть пультом (в то время не было компьютеров), нужно обладать большой реакцией. Но здесь же самое главное – не эти качества, а другие: твоя фантазия, наполнение передачи материалом, вхождение в эту атмосферу, создание каких-то эмоциональных картинок, зрительного образа средствами радио. Это совсем иное. Думаю, что у каждого слушателя возникают ассоциативно какие-то видовые картины, которые я пытаюсь озвучить, сделать реально зримыми, насколько хватает сил и умения.

- Надеюсь, вам хватает.

АБАКУМОВ: Будем надеяться, что так же думают и слушатели.

- За вашими плечами уже горы радиопостановок, если говорить о радиотеатре.

АБАКУМОВ: Да, сделано, в общем, немало. Сначала я пришел в общественно-политическую редакцию. После меня пригласили быть главным режиссером, а уже затем мне предложили стать режиссером-постановщиком, то есть работать в литературной редакции. Я с удовольствием согласился, и теперь понимаю, что это как раз то мое дело, которым мне и нужно заниматься.

Портреты известных невидимок. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация