Портреты известных невидимок Хорошей вам музыки!
Название "Портреты известных невидимок" сокращенно выглядит так – ПИН. Потому всякий раз я ввожу специальный пин-код: А.В.М. – Андрей Владимирович Малютин.
- Слушатели "Радио России" прекрасно знают вас, но никогда не видели в лицо. Не обидно ли работать на радио, не показывая себя людям?
МАЛЮТИН: Конечно, не обидно. Думаю, что герой романа Герберта Уэллса тоже не обижался, когда не показывал себя людям, но он в отличие от нас не приносил им и пользу. Мы же стараемся в меру своих сил все-таки это делать.
- Каким образом радио вошло в вашу жизнь? Вы начинали сразу с мечтой о радио?
МАЛЮТИН: Я начинал, как в принципе и любой нормальный советский ребенок в то время, имевший на кухне трехпрограммный приемник, по которому утром ребенок слушал, собираясь в школу, "Пионерскую зорьку", днем, приходя из школы, - радио "Юность", а вечером - музыкальные передачи.
- Хотите сказать, что, когда вы слушали радиостанцию "Юность", вам доводилось слышать и меня?
МАЛЮТИН: Да, доводилось. Более того, в 1992 году на радиостанцию "Юность" я таки сам дошел.
- Итак, вы слушали радио и мечтали о чем? Работать? Вы же музыкант по профессии.
МАЛЮТИН: Мечтал, слушая радио, в частности, приснопамятную "Пионерскую зорьку", работать так, чтобы утром никогда не надо было вставать рано. Так рано начиналась эта "Пионерская зорька"!
- Вы получили музыкальное образование?
МАЛЮТИН: Да, в Гнесинском училище, теперь это институт. То есть, желание связать свою жизнь с музыкой не в последнюю очередь посетило меня из-за радио, потому что то огромное количество музыки, которое звучало и доходило в то время через общедоступные каналы радио, как-то подтолкнуло меня к тому, чтобы воспользоваться каналами менее доступными.
- Сколь широки и разнообразны ваши музыкальные пристрастия?
МАЛЮТИН: Не буду оригинальным и повторю фразу Армстронга, который сказал: музыка не бывает скучной, а бывает только плохой или хорошей. То есть, наверное, нравится все, что относится к хорошей музыке в любом жанре, стиле, у любого композитора.
- Та музыка, которая именуется академической, вас интересует, как таковая?
МАЛЮТИН: Классическая музыка, естественно, интересует, как, наверное, любого человека, потому что любое классическое произведение восхищает, прежде всего, тем, что ни одну ноту там нельзя убрать, но в то же время ни одну ноту нельзя и добавить. А еще восхищает стройностью, единством мысли, формы и содержания. Все это вещи общеизвестные, но в том и парадокс, что, слушая эту музыку, каждый раз проживаешь ее заново.
- Ваша радиобиография началась на радиостанции "Юность"?
МАЛЮТИН: Да, на радио "Юность" с музыкальной программы, которую я начал делать, будучи там нештатным автором. Это была программа о музыке, о рок-музыке, об исполнителях. Начали мы тогда с зарубежных исполнителей, потом обнаружилось, что у нас в России к тому времени сложился уже собственный потенциал исполнителей на музыкальных инструментах, профессиональных музыкантов высокого уровня. Впрочем, имена их всем известны, поэтому я не буду никого сейчас называть. Эта программа просуществовала до 1996 года.
- А потом началась биография на "Радио России".
МАЛЮТИН: А потом игры кончились, и началась серьезная работа. Нештатный автор стал штатным, и ему открылось, что радиожурналистика – это целый мир, в котором музыка занимает очень большое место, потому что, прежде всего, радио мы слышим. Но нельзя отрываться и от общей картины. Считаю, чтобы рассказывать интересно о музыке надо рассказывать больше не о нотах, не о каких-то вещах, которые интересуют узких профессионалов, а о музыке в контексте мировой культуры.
- Работа на "Радио России" вас удовлетворяет?
МАЛЮТИН: Считаю, что работа на "Радио России" - это действительно подарок судьбы в том плане, что здесь удалось найти не только уникальный формат, с которым мы выходим к нашему слушателю, но наши передачи позволяют нам человека не только развлекать, но еще и образовывать.
- В связи со сказанным задам провокационный вопрос. Вас не смущает то обстоятельство, что "Радио России", с одной стороны, является словно бы наследником некогда существовавшего большого радио, а с другой стороны, молодые слушатели не могут сейчас в полном объеме услышать оперные произведения, симфонические произведения, а вынуждены слушать только фрагменты?
МАЛЮТИН: Отвечая на первую часть вопроса, хотелось бы верить, что мы унаследовали только лучшее от того большого союзного радио. Второе, думаю, что молодым как раз повезло в том смысле, что мы можем находить друг с другом общий язык, разговаривая о музыке Чайковского, других русских композиторов, о музыке, которая существует вокруг нас. Думаю, что это большая удача и для нас, и для слушателей.
- Надеюсь, теперь слушатели будут иметь более полное представление о вас, встречаясь в эфире с вашими программами.
МАЛЮТИН: И я думаю, что они до конца поймут тот пароль, который у меня есть в одной из программ. Когда я прощаюсь, то говорю: "Всего доброго и хорошей вам музыки".