Портреты известных невидимок Мир, который мне нравится
2 декабря 2005, 19:25
Название "Портреты известных невидимок" сокращенно выглядит так – ПИН. Потому всякий раз я ввожу специальный пин-код: Л.В.В. – Леонид Викторович Варебрус.
- К вам, скорее всего, относится название одной из программ "Радио России" - "Фигаро здесь, Фигаро там". Ей-богу, вы то здесь, то там, то на телевидении, то на радио, то в Москве, то за тридевять земель или вообще на другом континенте. Охота к перемене мест - весьма мучительное свойство, или вам так не кажется?
ВАРЕБРУС: Нет, мне так, во-первых, не кажется, а, во-вторых, из утюга не звучу, что уже хорошо. Помните, когда мы с вами работали на радиостанции "Юность", была такая поговорка.
- Тогда из утюга генсеки звучали…
ВАРЕБРУС: Естественно. Я почему-то сразу вспомнил, как Ада Якушева однажды съездила в командировку на Дальний Восток после того, как пришла на радиостанцию "Юность" работать. Вернулась она с Дальнего Востока и с таким большим восторгом объявила, что записала там шум тростника. И это было все, что она привезла в тот раз. Шум ее так поразил.
Я просто это рассказываю к тому, что, к сожалению, сейчас все меньше и меньше людей работает с микрофоном в прямом смысле: пойти куда-то, поехать, записать. Почему-то предпочитают больше из студии работать.
С другой стороны, даже не могу объяснить, но это же ведь удивительно: лететь в самолете с господином Лукиным, руководителем антарктической экспедиции из Санкт-Петербурга, в Антарктиду или передвигаться на Севере с Чилингаровым на оленях!
- Радиобиография.
ВАРЕБРУС: Были мы на Тунгуске. Есть там такой народ – кеты. Их всего осталось около 1,5 тысячи человек. И надо было заслужить уважение этих людей, чтобы они, когда мы приехали, двое суток молились своим богам, чтобы показали нам удивительную вещь – маленький туесок, в котором находятся их боги. А Енука, которая нам все это показывала, говорила, что вот это - ее бабушка, вот это – ее дедушка, а то – ее прабабушка. Знаете, какие это удивительные люди! Они какие-то чистые. Чем дальше от Москвы, тем люди лучше.
- Самое главное ваше свойство – удивительная коммуникабельность и умение разговорить любого человека. Как вам это удается?
ВАРЕБРУС: Все зависит от тех людей, которые являются моими собеседниками. Вот недавно я был в Симбирской губернии. Приехали мы в деревню Карсун, которая появилась на карте России в 1647 году. Так вот, почти уже 400 лет местные люди там занимаются гончарным делом. Но надо туда приехать, чтобы увидеть все своими глазами, потому что про все это не рассказать, если не видеть. Я, например, никогда не знал, что, оказывается, существовали платья для коровы, вернее, пальто. Оказывается, эти люди, крестьяне, которые делали горшки, возили их продавать и зимой, и летом. Зимой – на коровах, потому что лошадей не было. И для того чтобы корова не замерзла в сильные морозы, ей на вымя надевали специальное пальто.
А иной раз сюжет возникает сам по себе. Поехали мы как-то в усадьбу Поленово. Едем-едем, едем-едем, проехали Московскую область, смотрю, большой огород, и бабка копается в грядках. А над ней возвышается пограничник гипсовый. Я говорю: "Ребята, давайте узнаем, что это там такое?" Подходим, и я спрашиваю: "Скажите, как давно у вас этот пограничник?" Она говорит: "Я здесь 50 лет живу, а он все стоит. Зачем стоит, почему, никто не знает". Ну, мы и сделали сюжет вокруг этого.
Иной раз приезжаешь в Москву, а здесь все время какие-то политические дрязги: это - плохо, а это – хорошо, эти туда пошли, а эти – сюда, бастовать. Поверьте, провинция работает, нормально живет и работает. Конечно, может быть, кому-то тяжело. Грех говорить, что все живут замечательно, но там, в 200 километрах от Москвы, уже совершенно другой мир. Тот мир, который мне нравится.
- Я удивляюсь, как вы сохраняете такую энергию. А как вы попали на "Радио России"?
ВАРЕБРУС: Так же, как и вы. Мы перешли, точнее, перевелись с радиостанции "Юность". Даже не верится, что уже 15 лет прошло. Правда, из этих 15 лет десять я отработал на телевидении. Но телевидение, поверьте, конечно, можно признаваться в любви к радио, не то, что менее контактно, оно - другое. Недавно мне позвонила одна дама и говорит: "Слушала ваш репортаж с одного из Кузнецовских заводов, и почувствовала, поняла, видела то, что вы записали в звуке".
Удивительна еще одна история. Я смотрел старые альбомы, причем все началось с пустяка: патриарх Никон, иконостасы и так далее. Думаю, что ж такое? И стал раскапывать дальше. И оказалось, что на Кузнецовских заводах (товарищества Кузнецова, это Дулево, Гжель) до 1917 года было выпущено около 30 иконостасов из фаянса. Потом раскапываю дальше. И вот недавно стало известно, что в Тамбовской области в имении Воронцовых-Дашковых в деревне Новотомниково с 1885 года стоит храм, в котором сохранился настоящий изразцовый иконостас. В Подмосковье в деревне Саввино, в родовом имении Голицыных, с 1905 года установлен иконостас. Там рядом живет удивительная женщина, дедушка и отец которой - Протопоповы - прослужили 75 лет в этом храме. И она занималась историей этого иконостаса. Его надо просто видеть, чудо необыкновенное. Понимаете, что бывает в российской глубинке.
- К вам, скорее всего, относится название одной из программ "Радио России" - "Фигаро здесь, Фигаро там". Ей-богу, вы то здесь, то там, то на телевидении, то на радио, то в Москве, то за тридевять земель или вообще на другом континенте. Охота к перемене мест - весьма мучительное свойство, или вам так не кажется?
ВАРЕБРУС: Нет, мне так, во-первых, не кажется, а, во-вторых, из утюга не звучу, что уже хорошо. Помните, когда мы с вами работали на радиостанции "Юность", была такая поговорка.
- Тогда из утюга генсеки звучали…
ВАРЕБРУС: Естественно. Я почему-то сразу вспомнил, как Ада Якушева однажды съездила в командировку на Дальний Восток после того, как пришла на радиостанцию "Юность" работать. Вернулась она с Дальнего Востока и с таким большим восторгом объявила, что записала там шум тростника. И это было все, что она привезла в тот раз. Шум ее так поразил.
Я просто это рассказываю к тому, что, к сожалению, сейчас все меньше и меньше людей работает с микрофоном в прямом смысле: пойти куда-то, поехать, записать. Почему-то предпочитают больше из студии работать.
С другой стороны, даже не могу объяснить, но это же ведь удивительно: лететь в самолете с господином Лукиным, руководителем антарктической экспедиции из Санкт-Петербурга, в Антарктиду или передвигаться на Севере с Чилингаровым на оленях!
- Радиобиография.
ВАРЕБРУС: Были мы на Тунгуске. Есть там такой народ – кеты. Их всего осталось около 1,5 тысячи человек. И надо было заслужить уважение этих людей, чтобы они, когда мы приехали, двое суток молились своим богам, чтобы показали нам удивительную вещь – маленький туесок, в котором находятся их боги. А Енука, которая нам все это показывала, говорила, что вот это - ее бабушка, вот это – ее дедушка, а то – ее прабабушка. Знаете, какие это удивительные люди! Они какие-то чистые. Чем дальше от Москвы, тем люди лучше.
- Самое главное ваше свойство – удивительная коммуникабельность и умение разговорить любого человека. Как вам это удается?
ВАРЕБРУС: Все зависит от тех людей, которые являются моими собеседниками. Вот недавно я был в Симбирской губернии. Приехали мы в деревню Карсун, которая появилась на карте России в 1647 году. Так вот, почти уже 400 лет местные люди там занимаются гончарным делом. Но надо туда приехать, чтобы увидеть все своими глазами, потому что про все это не рассказать, если не видеть. Я, например, никогда не знал, что, оказывается, существовали платья для коровы, вернее, пальто. Оказывается, эти люди, крестьяне, которые делали горшки, возили их продавать и зимой, и летом. Зимой – на коровах, потому что лошадей не было. И для того чтобы корова не замерзла в сильные морозы, ей на вымя надевали специальное пальто.
А иной раз сюжет возникает сам по себе. Поехали мы как-то в усадьбу Поленово. Едем-едем, едем-едем, проехали Московскую область, смотрю, большой огород, и бабка копается в грядках. А над ней возвышается пограничник гипсовый. Я говорю: "Ребята, давайте узнаем, что это там такое?" Подходим, и я спрашиваю: "Скажите, как давно у вас этот пограничник?" Она говорит: "Я здесь 50 лет живу, а он все стоит. Зачем стоит, почему, никто не знает". Ну, мы и сделали сюжет вокруг этого.
Иной раз приезжаешь в Москву, а здесь все время какие-то политические дрязги: это - плохо, а это – хорошо, эти туда пошли, а эти – сюда, бастовать. Поверьте, провинция работает, нормально живет и работает. Конечно, может быть, кому-то тяжело. Грех говорить, что все живут замечательно, но там, в 200 километрах от Москвы, уже совершенно другой мир. Тот мир, который мне нравится.
- Я удивляюсь, как вы сохраняете такую энергию. А как вы попали на "Радио России"?
ВАРЕБРУС: Так же, как и вы. Мы перешли, точнее, перевелись с радиостанции "Юность". Даже не верится, что уже 15 лет прошло. Правда, из этих 15 лет десять я отработал на телевидении. Но телевидение, поверьте, конечно, можно признаваться в любви к радио, не то, что менее контактно, оно - другое. Недавно мне позвонила одна дама и говорит: "Слушала ваш репортаж с одного из Кузнецовских заводов, и почувствовала, поняла, видела то, что вы записали в звуке".
Удивительна еще одна история. Я смотрел старые альбомы, причем все началось с пустяка: патриарх Никон, иконостасы и так далее. Думаю, что ж такое? И стал раскапывать дальше. И оказалось, что на Кузнецовских заводах (товарищества Кузнецова, это Дулево, Гжель) до 1917 года было выпущено около 30 иконостасов из фаянса. Потом раскапываю дальше. И вот недавно стало известно, что в Тамбовской области в имении Воронцовых-Дашковых в деревне Новотомниково с 1885 года стоит храм, в котором сохранился настоящий изразцовый иконостас. В Подмосковье в деревне Саввино, в родовом имении Голицыных, с 1905 года установлен иконостас. Там рядом живет удивительная женщина, дедушка и отец которой - Протопоповы - прослужили 75 лет в этом храме. И она занималась историей этого иконостаса. Его надо просто видеть, чудо необыкновенное. Понимаете, что бывает в российской глубинке.