Картинка

Портреты известных невидимок Она постарается

10 декабря 2005, 08:45

Название "Портреты известных невидимок" сокращенно выглядит так – ПИН. Потому всякий раз я ввожу специальный пин-код: Л.В.Б. – Людмила Васильевна Борзяк.

БОРЗЯК: Эти инициалы вполне соответствуют еще и другому имени. Например, Людвиг ван Бетховен.

- Это же прекрасно. Ты живешь в том же самом мире музыки, которому посвятила всю свою жизнь.

БОРЗЯК: Да, если бы только в одном мире музыки. А то вроде считается, что я большой специалист по всем отраслям искусства. Но это, наверное, не так.

- Мне кажется, что отчасти и так. Наверняка все знают твои передачи. Кроме "Диалогов о культуре", которые объемлют все сферы культурной жизни страны и мира, есть "Третьяковка" и новая передача "Мир, Человек, Слово".

БОРЗЯК: Это уже передача о нравственных нормах жизни, о духовных сторонах жизни людей. Проект трудный. И еще монтажи трансляций, радиоверсии спектаклей. Только что прошел спектакль Малого театра. Как видишь, это тоже не очень музыка. Но все это очень приятная работа, прекрасные артисты. И, кроме того, это "Открытая студия", куда я хожу сама и вожу своих гостей.

- А еще "Понедельник с Людмилой Борзяк", "Четверг с Людмилой Борзяк", любые юбилейные события в мире искусства с Людмилой Борзяк.

БОРЗЯК: И получается не "Радио России", а какое-то радио Борзяк. Это кошмарно. Но работы действительно очень много, и слава тебе Господи, потому что, если бы ее не было, было бы хуже.

- А когда все это началось?

БОРЗЯК: Я даже не могу на этот вопрос точно ответить, потому что я появилась на Всесоюзном радио в 1978 году, была нештатным автором, но работала за штатных авторов. Потому что иной раз получалось так. Геннадий Константинович Черкасов, царствие ему Небесное, заглядывал в студию…

- Это прежний главный редактор музыкальной редакции Всесоюзного радио.

БОРЗЯК: … во время эпидемии гриппа, а так как я не очень всегда болела им, то получалось, что он постоянно видел меня, нештатного автора, который выходил в эфир по три-четыре раза в неделю. И он всегда говорил: "Что происходит? Почему штатных нет, а нештатный автор сидит тут и сидит".

- А до этого чем занимались?

БОРЗЯК: А занималась я… музыкой, музыкальным театром, читала лекции в театральном музее имени Бахрушина, который стал моим крестным отцом на радио. Именно программа театрального музея имени Бахрушина стала первой моей программой, которая была опубликована на радио. Она была посвящена творчеству выдающейся крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой. Отсюда все и пошло. Потом были "Рабочий полдень", "Добрый вечер", затем всевозможные выдающиеся исполнители и т.д. и т.п. Далее было иновещание, очень сложная школа, которой я благодарна невероятно. Я работала в главной редакции информации и пропаганды. Там было очень все серьезно. За каждую ошибку с тебя снимали стружку. Ошибку грамматическую, смысловую, стилистическую, какую угодно. И можно было там вообще расстаться с головой. В каком смысле? Что ты мог быть уволен за какую-то серьезную ошибку. Вот там меня научили работать и писать кратко, точно и образно. И с этим багажом я пришла на "Радио России" в 1990 году.

- Как раз в 1990 году "Радио России" и начинало.

БОРЗЯК: Я начинала на "Радио России", когда оно шло на разных программах Всесоюзного радио – на первой, второй и третьей.

- Это был декабрь 1990 года, когда мы начали, и начало 1991 года.

БОРЗЯК: Потом я пришла сюда, когда меня руководство уже знало, чем соблазнить, после того, как была получена партия хорошей аппаратуры. Для меня звук – это главное. Поэтому я не переходила на "Радио России", пока здесь не было хорошей записывающей аппаратуры. Вот такая вся моя история.

- Капризная "звезда".

БОРЗЯК: Нет, вы же сами прекрасно понимаете, что такое звук для радийщика. Звук – это наше основное, главное, желанное. Пусть ничего не будет, но будет хороший звук.

- В какой из программ вам интереснее всего работать?

БОРЗЯК: Мне кажется, та программа, которую в настоящий момент делаешь, и является самой интересной: будь это 40 минут, две или полторы. Иногда меня даже сокращали до 50 секунд. Как-то однажды я сделала программу на 16 секунд, подумав, что сейчас меня точно уже не сократить. Ибо нечего было в ней сокращать. Но эта работа тоже была интересной.

- При том засилье попсы, которая сейчас ведет наступление на всю культуру, то, что делаете на "Радио России" вы, - это совершенно незаменимо.

БОРЗЯК: Хочу добавить, что на "Радио России" я пришла уже со школой, но полную свободу получила здесь, свободу полного волеизъявления, свободу выражения, ту свободу, когда меня никто не трогал и доверяли каждому слову и выбору темы. Как Шаляпину в свое время Мамонтов дал в руки театр и сказал: вот тебе театр, делай тут все, что хочешь.

То же самое произошло и на "Радио России". Я бесконечно благодарна людям за доверие. Если говорить о том, где же ты состоялся, то я по-настоящему состоялась здесь, и, конечно, "Радио России" в этом смысле для меня – мама, папа и не знаю…

- Дом родной.

БОРЗЯК: Сейчас уже стало родным домом.

- И для меня тоже. Я счастлив, что мы вместе с вами создавали это радио. И дай вам бог, как можно дольше…

БОРЗЯК: Есть такой кинофильм "Ко мне, Мухтар!", помните фразу из него: "Он постарается". Так вот она постарается.

Портреты известных невидимок. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация